Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) понЯв

2) позвонИт

3) мЕстностей

4) сливОвый

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Мы приобрели АБОНЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

2) ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

3) Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой ЖИЗНЕННЫЙ опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

4) ОсТромирово Евангелие — это первый датированный восточнославянский памятник письменности, на последнем листе которого переписчик ПРЕДСТАВИЛ весьма цен­ный исторический комментарий.

АЗ. Укажите пример С ошибкой В образовании формы слова.

1) более естественнее

2) десять апельсинов

3) две пары носков

4) принятые на работу бухгалтеры

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Входя в магазин,

1) сразу чувствуются аппетитные запахи.

2) у меня были запланированы серьёзные покупки.

3) люди невольно обращают внимание на яркие рекламные плакаты.

4) поражает обилие разнообразных продуктов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Публичные выступления и чтения в дружеском кругу были для Есенина способом не только познакомить слушателей со своими стихами в определённой, только авто­ру ведомой оркестровке, но и прежде всего идеальным средством самовыражения.

2) Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количест­ва, но не называет их.

3) В те годы семья Чеховых жила на Садовой, в Кудрине, в небольшом красном уют­ном домике, какой, кажется, можно встретить только ещё в Москве.

4) Одной из труднейших и опаснейших экспедиций была экспедиция под руково­дством Ф. Ф. Беллинсгаузена, в результате которой была открыта Антарктида.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя, заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Тысячи самых разных людей посещали эту замечательную библиотеку, в которой были собраны сокровища русской литературы прошлых веков.

2) От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы.

3) Кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, ко­торый сверкал под солнечными лучами холодным блеском алмазных огней.

4) Холмы и равнины, которые раскинулись вокруг, голубые озера среди живописных лесов — всё органично переплелось с творениями талантливейших мастеров, архи­текторов и художников.

Прочитайте текст И выполните задания А7-А12.

(1) … (2)Его удерживают норма, правила грамматики, поскольку существуют норма­тивные описания языка — предписывающие, объясняющие, как правильно. (3)В ре­зультате изменений в живой речи неизбежно накапливается дистанция между уст­ной и письменной формой языка. (4)Нормативная грамматика вынуждена на это реагировать, либо узаконивая нововведения, либо изобретая новые правила, чтобы сохранить старые написания. (5)В какой-то момент реформа может эту дистанцию сократить, но со временем она снова увеличится. (6)… действующая орфография все­гда несёт на себе след предшествующих состояний языка.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть пеРвым в этом тексте?

1) Письменная речь вторична по отношению к устной, ведь буквы, используемые на письме, — это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи.

2) Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению ин­формации.

3) Письмо — это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая ис­пользуется для фиксации звукового языка и звуковой речи.

4) Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШестоМ предложении?

1) Хотя 3) Однако

2) Таким образом, 4) Вопреки всему

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) сократить (предложение 5) 3) несёт след (предложение 6)

2) как правильно (предложение 2) 4) сохранить (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

All. Укажите предложение, в котором есть деепричастия.

1) 6 2) 2 3) 3 4) 4

А12. Укажите значение слова ЖИВАЯ (предложение 3).

1) такая, которая находится в благополучном состоянии

2) полная жизненных сил, жизнерадостная

3) разговорная, естественная

4) подлинная, реальная

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одно Н? Протопта( 1 )ая в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, уст — рое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом — болотистой таинстве(4)ой тайгой.

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 3, 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нат..реть, пар..доке, облокотиться

2) вып..рает, эквивалент, (избирательная),кампания

3) приб..ру, подп..вать, отраслевой

4) нак..лить (железо), отк..заться, примирительный (тон)

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..граничный, чересчур, взгрустнулось

2) пр..открыть, пр..брежный, пр..лепить

3) нед..ставать, пр..язык, над..рвать

4) раз..скать, небез..звестный, сверх..нтересный

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) гарантируемый, зате..шь 3) независимый, выгон..шь

2) наполненный, зависишь 4) узна..шь, омываемый

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?

А. приветливый В. молодцеватый

Б. задиристый Г. сговорчивый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Ветер-листобой разметал по полянам опавший лист, шумными коврами устланы (не)хоженые тропинки лесных чащ.

2) Вопрос, какую информацию теряет предложение, оставшись без вводного слова, ещё (не)разработан в должной мере.

3) Судно тронулось потихоньку, отделилось от пирса и пошло (не)спеша, забирая влево от берега, выходя на стрежень, на фарватер.

4) Сосна под пилой наконец хрустнула, верхушка её дернулась, замерла в последнем от­чаянном усилии удержаться, выстоять и (не)смогла — пошла, повалилась, раздирая оставшуюся ткань.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Первое поколение профессиональных чтецов сформировало аудиторию слушателей, которая с приходом радио в каждый дом стала (ПО)ИСТИНЕ многомиллионной, и камерный (В)НАЧАЛЕ жанр за короткий срок стал одним из самых массовых.

2) Гроза надвигается: (В)ДАЛЕКЕ вспыхивают молнии, слышится слабый гул, (В)ПОСЛЕДСТВИИ цостепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

3) Роль филологии именно связующая, ТАК(КАК) в основе своей опирается на полную терпимость и интерес ко всем культурам, поэтому следует иметь (В)ВИДУ, что фило­логия требует глубоких знаний той или иной эпохи, эстетических представлений опре­делённого времени, истории возникновения и развития идей.

4) Привыкли говорить: (С)НАЧАЛА было слово, однако СЛОВО(ТО) происходит из зву­ков; стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никому не подвла­стно услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Венчики трав качались над головами ( ) и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые?

Тропинка (1) хорошо утоптанная (2) привела к (3) образовавшемуся из лесной заросшей речки (4) живописному болоту.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А22. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­ниях должны стоять запятые?

Своеобразие междометий В. В. Виноградов видел в том, что они (1) во-первых (2) служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и (3) во-вторых (4) функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей ре­чи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только верхушки лозняка да край противоположного берега.

2) Авторы скульптуры смогли передать на лице матери и беспредельную скорбь и ма­теринскую тоску и гордость и тревогу и потаённую надежду.

3) Как юношеские стихотворения Блока так и его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания.

4) Земля не отдаёт человеку без поклона ни колоса ни корня ни травинки.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На пейзажах Левитана всё знакомо нам с детства: стога сена, почерневшие от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одино­кие березы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые?

Шедевры зодчества и декоративного искусства (1) красотами (2) которых (3) славятся пригороды Санкт-Петербурга (4) предстают перед изумлёнными посети­телями в удивительной гармонии с природным ландшафтом.

1) 1 2) 2 3) 1, 4 4) 2, 3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые?

Зритель в театре Чехова невольно проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) кото­рое он долго пытается осмыслить по окончании действия.

1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А27. Прочитайте текст.

Славянские языки — это самая молодая группа в индоевропейской семье. В I тыся­челетии н. э. это был ещё один язык (а теперь более 10), поэтому переводы, которые славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий, сделали на территории распро­странения южнославянских говоров, впоследствии послужили и в Киеве, и в Новго­роде. И они всюду были понятны, потому что тогда ещё очень мало было различий между языком южных и восточных славян.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГлавнаЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Славянские языки — это самая молодая группа в индоевропейской семье, в I тыся­челетии н. э. это был ещё один язык.

2) Переводы, сделанные греческими просветителями Кириллом и Мефодием, впослед­ствии были переданы и киевлянам-южанам, и новгородцам-северянам.

3) Южнославянские говоры были понятны всем славянам, потому что было мало раз­личий между языком южных и восточных славян.

4) Переводы с греческого языка, сделанные Кириллом и Мефодием, впоследствии бы­ли понятны славянам на разных территориях, поскольку в прошлом у всех славян был один язык.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8.

(1)Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан!) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2)Это его обязанность перед государством, в котором он живёт, и перед самим собой. (3)Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение.

(4)Чтение не должно быть случайным. (5) Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (б)Читать следует по программе, разумеется, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (7) Однако при отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя но­вую, учитывающую возникшие интересы.

(8)Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. (9)Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо в себе развивать. (Ю)Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

(И)Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, сове­туясь со знающими людьми, обращаясь к существующим справочным пособиям разного типа. (12)Опасность чтения — это развитие в себе (сознательное или бессознательное) склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

(13)«Скоростное чтение», на мой взгляд, создаёт только видимость знаний. (14)Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, которое ведёт к заболеванию внимания.

(15)3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литерату­ры, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

(16)Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт. (17)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувства, но и понимание — по­нимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим наро­дам, раскрывает перед вами сердца людей. (18)0дним словом, делает вас мудрыми.

(19)Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (20)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (21 )А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по указанию учителя). (22)Если первый раз прочли произведение невнима­тельно — читайте ещё раз, в третий раз. (23)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим поднять настроение. (24)«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (25)Я учился в годы, когда учителя часто вы­нуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (26) Леонид Владимирович (так звали моего учи­теля литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь по­читать. (27)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посме­яться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя.

(28)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, «Ка­питанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина, несколько рассказов французского писателя Анри Рене Альбера Ги де Мопассана, былины. (29)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в дет­стве. (30)А дома отец и мать любили читать вечерами. (31)Читали для себя, а некоторые понравив­шиеся места читали и для нас. (32)Читали Николая Семеновича Лескова, Мамина-Сибиряка, исто­рические романы. (ЗЗ)Всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

(34)«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литера­туру и что расширяет кругозор человека. (Зб)Умейте читать не только для школьных отве­тов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. (Зб)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(37) Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с ней поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (38)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (39)Но я говорю: смотрите с выбором. (40)Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (41)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (42)Определите сами свой выбор, со­образуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культу­ры, чтобы стать классикой. (43)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (44)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(По Д. С. Лихачёву)

А28. После какого предложения текста должен находиться данный фрагмент?

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть.

1) 13 2) 18 3) 27 4) 36

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 5 содержится аргумент к тезису, который сформулирован в предло­жении 4.

2) Предложение 18 обобщает содержание предложений 16-17.

3) Предложения 34-36 содержат рассуждение.

4) В предложениях 38-40 содержится повествование.

АЗО. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 5 2) 27 3) 29 4) 31

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или по­следовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера зада­ния, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в со­ответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 42-44 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с по­мощью нулевого суффикса).

82. Из предложений 1-7 выпишите все сочинительные союзы.

83. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВСЁ ЭТО (предложение 19).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

84. Среди предложений 1-9 найдите сложные, в состав которых входит односоставное без­личное. Напишите номера этих сложных предложений.

85. Среди предложений 13-21 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

86. Среди предложений 19-27 найдите сложное предложение, в состав которого входит од­но придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения.

87. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализиро­вали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответст­вующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецен­зии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начи­ная с первой клеточки. Цифры Пои перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

88. «Говоря о чтении, Д. С. Лихачёв даёт конкретные советы, к которым стоит прислу­шаться. Убеждающая, страстная интонация автора передаётся при помощи разно­образных средств выразительности, среди которых тропы: («служит провод­ником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей» в предложении 17), («величайшая ценность» в предложении 5, «бескорыстному» чтению в предложении 24), приём: («обязан» в предложении 1, «понимание» в предложении 17). Диалог с читателем создаётся при помощи такого синтаксическо­го средства, как(предложение 44)».

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) лексический повтор

4) вопросительное предложение

5) цитирование

6) парцелляция

7) противопоставление

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не соглас­ны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ ар­гументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивает­ся. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *