Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В каком слове допущена ошибка: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красивЕйший 2) дефИс 3) алфавИт 4) щавЕль
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) АБОНЕМЕНТЫ на концерты, проходящие в Концертном заме имени П. И. Чайковского, можно приобрести во всех кассах Московской государственной академической филармонии.
2) Метеорологи не имеют возможности заранее с достоверностью прогнозировать наступление погодных аномалий, но учёные не исключают, что в дальнейшем нашу планету ВЫЖИДАЮТ резкие колебания погоды.
3) Перед тем как использовать суспензию для ингаляции, контейнер необходимо ВСТРЯХНУТЬ лёгким вращательным движением.
4) Прошедший год был отмечен ВПЕЧАТЛЯЮЩИМИ событиями в культурной жизни страны.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на коврик 3) пара варежков
2) в шкафу 4) к трёмстам сорока четырём избирателям
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья.
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
3) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Социолингвистика — раздел общего языкознания, который изучает общественную обусловленность функционального развития языка.
2) Голос природы слышался мне в пении дрозда, который тысячу лет тому назад приветствовал то же самое солнце.
3) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
4) Басни Крылова явились совершенно новым явлением в русской литературе по отношению к басням Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1) … (2)На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (З)Новое — это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6)… стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззрение — это раскрепощение человеческой мысли.
2) Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки.
3) В прошлом веке существовала теория, согласно которой человеческое познание ограничено.
4) Наука постепенно накапливает факты, которые затем систематизируются.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?
1) Вопреки этому 3) Следовательно,
2) Этим 4) Несмотря на это,
Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) новое не бывает простым (предложение 2)
2) это изменение, углубление (и) обобщение (предложение 3)
3) теория начисто отрицала бы (предложение 4)
4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное
2) простое осложнённое 4) сложносочинённое
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОЗМОЖЕН в шестом (6) предложении текста.
1) действительное причастие 3) деепричастие
2) страдательное причастие 4) краткое прилагательное
А12 Укажите значение слова СФЕРА в предложении 3.
1) область, пределы распространения
2) общественное окружение
3) совокупность взаимосвязанных частей
4) поверхность шара
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.
1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) академия, упр..стить, озарённый
2) обогащение, переносить, п..хучий
3) очаровать, агиткампания, приг..рание
4) оснащение, Компенсация, р..сток
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
2) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник
3) не..данный, и..ношенный, ра..задорив
4) вз..скание, без..нтересный, супер..гра
Alg В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) бор..шься, воспева..мый 3) верт..шься, обнаруж..нный
2) гоношься, увидонный 4) завис..шь, подстриж..нный
AU В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. подмигивать В. затвердевать
Б. магии..вый Г. привередливый
1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
2) Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.
3) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
4) У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
2) (НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Картина М. Врубеля «Сирень» прямо с выставки была куплена П. М. Третьяковым ( ) и вот уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серозелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 3
Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
4) Богатый и не бедствует да жалуется.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Утром, спустившись к реке, я не узнал её: она очнулась, зашумела, заходила широкими размашистыми волнами.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
1) 1 2) 2, 4 3) 3 4) 1, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
1) 1, 2 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
Прочитайте текст.
Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек — Почайная, Ирпень, Лыбедь.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
2) Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
3) «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
4) Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбнопохоронное молчание взрослой публики.
(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (1О)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.
(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)3ато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких — то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное — это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер — дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой — этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?
(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.
(По И. Косолапову*)
* Игорь Петрович Косолапов — современный публицист.
А28 |
Какое утверждение Не соответствует Содержанию текста? 1) Прогресс опустошает душу человека, поэтому необходимо вернуться в прошлое, когда человек жил в живом единстве с природой. 2) Компьютер проигрывает книге в простоте и надёжности. 3) Книга и в наше время не утратила своего высокого значения в духовной жизни общества. 4) Современная техника сама по себе не может сделать человека более духовным. |
А29 |
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложение 10 объясняет утверждение, высказанное в предложении 9. 2) Предложение 11 содержит элемент описания. 3) В предложениях 12-14 представлено повествование. 4) Предложения 18-21 содержат рассуждение. |
АЗО |
Укажите значение слова АРХАИЧНЫЙ (предложение 11). 1) тяжёлый, массивный 2) простой, незатейливый 3) древний, устаревший 4) экзотичный, редкий |
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. |
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами. |
Из предложения способом. |
12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным |
В2 |
Из предложения 6 выпишите все предлоги. |
Из предложения УПРАВЛЕНИЕ. |
7 выпишите подчинительное словосочетание со связью |
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
Среди предложений 10-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Среди предложений 14-20 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 4-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
«Рассуждая о жизни и быте современного человека, автор использует синтаксические средства: (в предложениях 7, 8), (предложение 9) и («как по мановению волшебной палочки» в предложении 10). Автор стремится подчеркнуть роль книги, которую она продолжает выполнять в современном мире, и с этой целью использует такой троп, как (в предложении 21)».
Список терминов:
1) литота
2) ряды однородных членов
3) ирония
4) метафора
5) восклицательное предложение
6) диалектизм
7) парцелляция
8) сравнительный оборот
9) риторическое обращение
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.