При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В Каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА
А2. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?
2) В предвыборную борьбу выступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.
3) В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.
4) В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.
5) Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) звончее 3) знаменитые профессора
2) в боку 4) красивейший
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов,
1) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.
2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) всё станет простым и понятным.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
2) Одним из основоположников натуральной школы стал В. Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.
3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
4) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)…, (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6)… средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Вся хозяйственная жизнь человечества всегда подчинялась двум циклам: суточной смене дня и ночи и годичной смене сельскохозяйственных сезонов.
2) Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринимались ещё в Древнем Египте.
. 3) Счёт годов, или летоисчисление, начинается с года, в котором произошло некоторое известное нам событие.
4) Единица времени, которая максимально близка к длительности тропического года, но содержит целое количество суток, называется календарным годом.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в Шестом предложении текста?
1) Наоборот,
2) Кроме того,
3) В результате
4) Ведь
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) календарь был (предложение 2)
2) он короче (предложение 3)
3) каждые четыре года добавлялся (предложение 4)
4) «биссектум» назывался (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) бессоюзное сложное
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложноподчинённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАН (предложение 2).
1) прилагательное
2) деепричастие
3) глагол в прошедшем времени
4) страдательное причастие
АН. Какое слово в тексте имеет значение «способ счисления дней в году»?
1) календарь (предложение 2)
2) эра (предложение 2)
3) сутки (предложение 3)
4) год (предложение 6)
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
1) 1
2) 2
3) 1, 2
4) 1, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) аналогичный, р..довой, фразеологизм
2) вдохновлять, обеднённый, элемент
3) ст..диетический, педагогический, зан..маться. 4) сат..рический, бл..гословение, ок..заться
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пододвинуть, перен..ладить, обозлённый
2) объездить, интерв..юировать, кон..юнктура
3) пр„смирев, правопреемник, прилежный
4) бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать
А15. В Каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1) таможенники провер..т, красящий пигмент
2) пастухи гон..т, внемлющий всему
3) грешники ка..тся, люб..щий читать
4) друзья дел..тся всем, стелющийся туман
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. претерпевать
Б. привередливый
В. ЯЛЮМИНИ..ВЫЙ
Г. успокаиваться
1) А, Б, Г 3) В, Г
2) А, Б, В 4)А, В
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Воды прилива шумели (не)умолкая.
2) Ветер колеблет стебелек с ещё (не)высохшей росой.
3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
4) Ответ на запрос До сих пор (не)получен.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) ЧТО(БЫ) ни стряслось у администрации кинокартины, (ВСЁ)РАВНО раздастся команда: «Мотор! Начали!»
2) Неприятности ТО(ЖЕ) составляют некоторую часть нашей жизни, их надо переживать ТАК(ЖЕ), как и радости.
3) Собрание затянулось, последний оратор ТО(ЖЕ) хотел домой, (ПО)ЭТОМУ был краток.
4) Имейте (В)ВИДУ: всякий раз, когда мы идём (НА)ВСТРЕЧУ неприятностям, воля укрепляется.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Воздух совершенно прозрачен ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.
1) 1, 2 2) 3, 4 . 3) 1,2, 3 4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
1) 1 2) 1, 2 3) 1, 4 4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 80-е годы военные готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.
2) И в XXI веке мы не перестаём удивляться мощи человеческого разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.
3) Ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.
4) В приёмную министра вошел человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.
А27. Прочитайте текст.’
Хотя социально-культурная основа восприятия образа Форда в СССР и США была разной, в обоих случаях речь шла о заметном феномене массовой культуры. В Советском Союзе Форда — капиталиста затмил Форд — индустриальный гений, организатор-практик, человек действия. У Генри Форда необходимо было научиться самым передовым приемам производства, чтобы, соединив их с «преимуществами системы социализма», подняться выше капитализма.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) СССР и США по-разному относились к Г. Форду: американцы ценили «деловую хватку» Форда-бизнесмена, советские люди считали его гением индустрии.
2) В Советском Союзе Г. Форда воспринимали как талантливого организатора, у которого можно было научиться самым передовым приемам производства, чтобы победить капитализм.
3) Социалистическая промышленность перенимала передовой опыт капиталистического производства.
4) В Советском Союзе Г. Форд не зарабатывал деньги, а помогал организовать промышленное производство.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
(З)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот Забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (Ю)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18)Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт…
(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
(23)Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь)
А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.
2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.
3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.
4) Слова-штампы ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1—7?
1) повествование и описание 3) рассуждение и повествование
2) описание 4)описание и рассуждение
АЗО. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) 7 2) 11 3) 20 4) 22
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
81. Из предложений 7—9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
82. Из предложений 20—22 выпишите числительное.
83. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.
85. Среди предложений 11—17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 17—23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
87. Среди предложений 2—6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью только указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28~ АЗО, В1—В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
88. «Нора Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутьё переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать свое отношение к этому явлению, Н. Галь использует такой троп, как_____ (предложения 8 и 13—14) и лексическое средство выразительности — («убийственный» в пред
Ложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14)._______________________________ (предложения 7, 12, 14, 20)
Придают динамику тексту, а (предложения 21—23) отражают убеждение Н. Галь в том, что каждый человек в ответе за свой родной язык».
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) лексический повтор
3) эмоционально окрашенная лексика
4) риторические вопросы
5) ряды однородных членов
6) гипербола
7) анафора
8) сравнительный оборот
9) термины
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.