Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЧАСТЬ 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого…

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В Каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА

А2. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕС­КИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?

2) В предвыборную борьбу выступила не так давно сформи­рованная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.

3) В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОК­РАТИЧЕСКОГО образа правления.

4) В пресс-релизе указано на возросшее значение объедине­ния всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.

5) Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культу­ры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) звончее 3) знаменитые профессора

2) в боку 4) красивейший

А4. Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Пользуясь советами специалистов,

1) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) всё станет простым и понятным.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются тради­ции литературы XIX века.

2) Одним из основоположников натуральной школы стал В. Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.

3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представ­ление о том или ином писателе.

4) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)…, (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарно­го года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выраже­ние «високосный год». (6)… средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравне­нию с тропическим.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Вся хозяйственная жизнь человечества всегда подчинялась двум циклам: суточной смене дня и ночи и годичной сме­не сельскохозяйственных сезонов.

2) Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринима­лись ещё в Древнем Египте.

. 3) Счёт годов, или летоисчисление, начинается с года, в котором произошло некоторое известное нам собы­тие.

4) Единица времени, которая максимально близка к дли­тельности тропического года, но содержит целое количе­ство суток, называется календарным годом.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в Шестом предложении текста?

1) Наоборот,

2) Кроме того,

3) В результате

4) Ведь

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного пред­ложения текста?

1) календарь был (предложение 2)

2) он короче (предложение 3)

3) каждые четыре года добавлялся (предложение 4)

4) «биссектум» назывался (предложение 5)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предло­жения текста.

1) бессоюзное сложное

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной свя­зью между частями

4) сложноподчинённое

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАН (предложение 2).

1) прилагательное

2) деепричастие

3) глагол в прошедшем времени

4) страдательное причастие

АН. Какое слово в тексте имеет значение «способ счисления дней в году»?

1) календарь (предложение 2)

2) эра (предложение 2)

3) сутки (предложение 3)

4) год (предложение 6)

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освое­ния: кислорода, водорода и воды.

1) 1

2) 2

3) 1, 2

4) 1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) аналогичный, р..довой, фразеологизм

2) вдохновлять, обеднённый, элемент

3) ст..диетический, педагогический, зан..маться. 4) сат..рический, бл..гословение, ок..заться

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пододвинуть, перен..ладить, обозлённый

2) объездить, интерв..юировать, кон..юнктура

3) пр„смирев, правопреемник, прилежный

4) бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать

А15. В Каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет­ся буква Я?

1) таможенники провер..т, красящий пигмент

2) пастухи гон..т, внемлющий всему

3) грешники ка..тся, люб..щий читать

4) друзья дел..тся всем, стелющийся туман

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква Е?

А. претерпевать

Б. привередливый

В. ЯЛЮМИНИ..ВЫЙ

Г. успокаиваться

1) А, Б, Г 3) В, Г

2) А, Б, В 4)А, В

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Воды прилива шумели (не)умолкая.

2) Ветер колеблет стебелек с ещё (не)высохшей росой.

3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

4) Ответ на запрос До сих пор (не)получен.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) ни стряслось у администрации кинокартины, (ВСЁ)РАВНО раздастся команда: «Мотор! Начали!»

2) Неприятности ТО(ЖЕ) составляют некоторую часть на­шей жизни, их надо переживать ТАК(ЖЕ), как и радости.

3) Собрание затянулось, последний оратор ТО(ЖЕ) хотел до­мой, (ПО)ЭТОМУ был краток.

4) Имейте (В)ВИДУ: всякий раз, когда мы идём (НА)ВСТРЕЧУ неприятностям, воля укрепляется.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Воздух совершенно прозрачен ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись ска­листые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернею­щих низеньких кустарников.

1) 1, 2 2) 3, 4 . 3) 1,2, 3 4) 1, 2, 3, 4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, ос­талась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черно­вые тетради и начал их жечь.

3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или гус­той лес синюю ночь или светлое утро.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отли­чить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван рас­крыть внутренний мир героя через его внешность.

1) 1 2) 1, 2 3) 1, 4 4) 2, 3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять за­пятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень по­взрослел и вырос.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом?

1) В 80-е годы военные готовили к первым испытаниям ла­зерную пушку, которая могла сбивать объекты на около­земной орбите.

2) И в XXI веке мы не перестаём удивляться мощи человече­ского разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.

3) Ученик, который просто вызубрил параграф, может за­пнуться во время своего ответа и не вспомнить продолже­ние.

4) В приёмную министра вошел человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

А27. Прочитайте текст.’

Хотя социально-культурная основа восприятия образа Форда в СССР и США была разной, в обоих случаях речь шла о замет­ном феномене массовой культуры. В Советском Союзе Форда — капиталиста затмил Форд — индустриальный гений, организа­тор-практик, человек действия. У Генри Форда необходимо бы­ло научиться самым передовым приемам производства, чтобы, соединив их с «преимуществами системы социализма», поднять­ся выше капитализма.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?

1) СССР и США по-разному относились к Г. Форду: амери­канцы ценили «деловую хватку» Форда-бизнесмена, со­ветские люди считали его гением индустрии.

2) В Советском Союзе Г. Форда воспринимали как талантли­вого организатора, у которого можно было научиться са­мым передовым приемам производства, чтобы победить капитализм.

3) Социалистическая промышленность перенимала передо­вой опыт капиталистического производства.

4) В Советском Союзе Г. Форд не зарабатывал деньги, а по­могал организовать промышленное производство.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(З)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненаро­ком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот Забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись ска­зать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (Ю)Статья его так и назы­валась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: кан­целярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чуже­родные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою на­чисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный все­рьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

(18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт…

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громо­гласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать лю­дям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с кото­рым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь)

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.

2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.

3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.

4) Слова-штампы ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссаль­ный вред.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 1—7?

1) повествование и описание 3) рассуждение и повествование

2) описание 4)описание и рассуждение

АЗО. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?

1) 7 2) 11 3) 20 4) 22

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 7—9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

82. Из предложений 20—22 выпишите числительное.

83. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-лич­ным предложением. Напишите номер этого сложного предло­жения.

85. Среди предложений 11—17 найдите предложение с обо­собленным приложением. Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 17—23 найдите сложное предложе­ние с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напиши­те номер этого предложения.

87. Среди предложений 2—6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью только указательного мес­тоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28~ АЗО, В1—В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответст­вующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

88. «Нора Галь известна своими блестящими переводами со­кровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на рус­ский язык. Острое языковое чутьё переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, что­бы показать свое отношение к этому явлению, Н. Галь использу­ет такой троп, как_____ (предложения 8 и 13—14) и лексиче­ское средство выразительности — («убийственный» в пред­

Ложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14)._______________________________ (предложения 7, 12, 14, 20)

Придают динамику тексту, а (предложения 21—23) отра­жают убеждение Н. Галь в том, что каждый человек в ответе за свой родной язык».

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) эмоционально окрашенная лексика

4) риторические вопросы

5) ряды однородных членов

6) гипербола

7) анафора

8) сравнительный оборот

9) термины

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве­тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи­шите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, пос­тавленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерно­го цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *