Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЧАСТЬ 1 При выполнении заданий этой части в бланке отве­тов № 1 под номером выполняемого…

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке отве­тов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — АЗО) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой со­ответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В Каком слове верно выделена буква, обознача­ющая ударный гласный звук?

1) нАдолго 3) жАлюзи

2) исключИт 4) Эксперт

А2. В каком варианте ответа выделенное слово упо­треблено Неверно?

1) Нас сопровождал ДЛИТЕЛЬНЫЙ индустриаль­ный пейзаж: трубы заводов, запутанные рисунки газопроводов, ёмкостей различного назначения…

2) После смерти родителей наша соседка окружила нас лаской и заботой, и вдруг я почувствовал себя ВИНОВАТЫМ перед ней.

3) Слух о живом царе не утихал благодаря ИЗОБРЕ­ТАТЕЛЬНОМУ воображению крестьян.

4) В городе появляются новые квартиры, рождают­ся новые ПРИМЕТНЫЕ точки и площади.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) выздоровею

2) свыше четырёх тысяч рублей

3) несколько яблок

4) обгрызанный

А4. Укажите грамматически правильное продолже­ние предложения.

Наслаждаясь вечерней прохладой,

1) заботы о завтрашнем дне не покидали меня.

2) мне думалось о завтрашнем дне.

3) засиделись на крыльце дачники.

4) нет желания заходить в душный дом.

А5. Укажите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В вашем докладе отражены проблемы, волную­щие генетиков всего мира.

2) В этой передаче журналист очень верно подметил о роли прошлого в человеческой жизни.

3) Басни Эзопа казались Л. Толстому воплощением здравого смысла, были образцом лаконизма и на­родной мудрости.

4) Рыбный базар похож на огромную перламутро­вую раковину.

А6. В каком предложении придаточную часть слож­ноподчинённого предложения нельзя заменить обособ­ленным определением, выраженным причастным обо­ротом?

1) Временами налетает внезапный береговой ветер, который уносит и разбивает большие рыболовные суда.

2) Эта детская книжка была про гордого сильного лося, который жил отшельником.

3) Эти мелкие сомнения меркли в истинном сиянии высоких мыслей и колоссальных идей, которые наполняли меня в то время.

4) В это время на аллее появилась девушка, не заме­тить которую было невозможно.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)… (2)Но в ней остаётся хлор, который вызывает коррозию металлических труб и придаёт воде непри­ятный вкус. (З)Поэтому перед подачей потребителю вода не менее суток отстаивается. (4)Если станция во­доподготовки не перегружена, хлора после отстаива­ния обычно не остаётся. (5)Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количест­ва грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а пол­ностью улетучиться он не успевает. (6)… весной водо­проводная вода часто пахнет хлором.

А7. Какое из приведённых ниже предложений долж­но быть Первым в этом тексте?

1) Озонированная вода менее вредна, чем хлориро­ванная, но такой способ очистки намного дороже.

2) Когда вода берётся из открытого источника, её нужно обеззаразить, а для этого достаточно воду прокипятить.

3) Пройдя цикл водоподготовки, вода уже не содер­жит ни вредных микроорганизмов, ни органиче­ских веществ, ни взвешенных примесей.

4) Под минеральной водой подразумевают воду, при­годную для питья без дополнительной подготов­ки, обладающую биологической активностью.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?

1) Несмотря на это, 3) А ещё

2)В результате 4)Хотя

А9. Какое слово или сочетание слов является грам­матической основой в одном из предложений или в од­ной из частей сложного предложения текста?

1) хлор вызывает коррозию (предложение 2)

2) отстаивается (предложение 3)

3) приходится увеличивать (предложение 5)

4) пахнет хлором (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) Предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

АН. Укажите правильную морфологическую ха­рактеристику слова ПОЛНОСТЬЮ из пятого (5) предло­жения текста.

1) числительное 3)частица

2) существительное 4) наречие

А12. Укажите значение слова УЛЕТУЧИТЬСЯ в предложении 5.

1) израсходоваться 3) успокоиться

2) исчезнуть 4) раствориться

А13. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Он продрог в старой шинели, ноги в вяле(1)ых сапо­гах сделались дубовыми, а главное, от холода у него постоя(2)о ныло ране(3)ое плечо.

1)1,3 3)2

2)2 4)1,2, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безу­дарная проверяемая гласная корня?

1) укороченный, пл..гиат, перефразировать

2) выправленный, пол..жение, увлечение

3) обогащение, заклеймённый, новаторство

4) ст..снен (в средствах), зап..х, д..путат

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) безоскусный, поДоТожить, меж..нститутские

2) ад..ютант, в..едливый, раз..яриться

3) бе..правный, ра..чёт, не..дешний

4) проследовать, пр..шить, пр..мчаться

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) розы кол..тся, кле..щаяся поверхность

2) семена се..тся, плав..щийся металл

3) друзья не ссор-.тся, ка..щийся человек

4) солдаты дремл..т, стел..щийся туман

А17.В Каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. каракатица

Б. ненавид..л

В. каракулевый

Г. сем..на

1)А 2) А, Б 3)В, Г 4) А, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раз­дельно?

1) (Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай.

2) Теперь йесь (не)долгий отпуск вы будете питаться именно за этим столом.

3) На двери висела (не)болыпая, но грозная бумаж­ка: «Посторонним вход воспрещён!»

4) Если бы (не)астрономическая цена, брат бы на­верняка купил фарфоровую фигурку.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Константин ВСЁ(ТАКИ) опоздал, хотя и выехал к отцу (ПО)РАНЫПЕ.

2) Малознакомая женщина передала ему ВСЕГО(НА — ВСЕГО) просьбу коллеги встретиться завтра и ПО­ЧЕМУ-ТО) о встрече никому не говорить.

3) Отцу пришло в голову советоваться (ПО)СЕМЕЙ — НОМУ вопросу с сыном-подростком, который ещё (КОЕ)КАК ориентировался в жизни.

4) Все эти дни в больнице светло и празднично, все стараются наперебой — и САМА(СОБОЙ) возни­кает даже КАКАЯ(ТО) всеобщая любовь.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Оперативник вспомнил похождения сыщика Пути­лина ( ) и мысли у него стали весёлыми и добрыми.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна за­пятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Буфетчица (1) вежливо выслушав наши (2) вздраги­вающие от сдерживаемых аппетитов (3) голоса (4) быс­тро выполняет заказ.

1) 1,2 2) 1,2, 3,4, 5 3)2,3 4) 1,4

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запя­тые?

Загрязнённая вода, проходя через глины, очищает­ся. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить гли­на, не беспредельно.

1)1,2,3,4 3)1,4

2) 2, 3 4) 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно по­ставить одну запятую. (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) Луна сияла и томным светом озаряла тучные по­ля и густые леса.

2) В юности писатель подрабатывал перепиской да частными уроками.

3) С одинаковым блеском М. Глинке удавались как опера так и вокальная миниатюра.

4) Тишина ночи иногда нарушалась то криком фи­лина то треском упавшей ветки то шуршанием листьев.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, прово­жающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещаю­щий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём го­ворится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в пер­вой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Анатолий Иванович идёт к себе в кабинет (1) после операции (2) исход (3) которой ещё под вопросом (4) и достает из сейфа письмо.

1) 1 2) 2,4 3) 3 4)3,4

А26. В Каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Капитан милиции говорил (1) что в любом преступ­нике непременно остаётся частица доброго начала (2) и (3) что именно этот неомертвевший участок человечь­ей души является главным помощником следствия (4) ибо подчас побуждает нарушителя закона к саморазо­блачению.

1)1,2 3)2, 3,4

2)1,4 4)1,2, 3,4

А27. Прочитайте текст.

Спорт отличается безграничными коммуника­тивными возможностями. В нём сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и по­тому способен содействовать взаимопониманию, со­трудничеству и доброй воле народов независимо от расы и вероисповедания.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Участники спортивных соревнований легко пре­одолевают языковые барьеры.

2) Независимо от расы и вероисповедания народы используют спорт как интернациональный язык общения.

3) Спорт содействует взаимопониманию, сотрудни­честву и доброй воле народов, так как его «язык» универсален и понятен любому спортсмену.

4) Безграничные коммуникативные возможности спорта активно используются в международной политике, культурном обмене между странами.

Прочитайте текст и выполните задания А 28—АЗО; В1—В8.

(1)Болеё тридцати лет тому назад мы с женой были в командировке в Италии. (2) Когда мы вернулись в Милан после трёхнедельной поездки по стране, наш милый хо­зяин Джанни сказал, что его друг-миллионер приглаша­ет нас на ужин. (3) Мы приняли известие хладнокров­но: быть итальянским миллионером не особенно сложно. (4)Тогда при всех падениях курса один американский доллар стоил восемьсот двенадцать лир. (5)Джанни пото­ропился уточнить: его друг — миллионер в долларах, а в лирах — миллиардер. (6)Лет десять назад ему досталась в наследство небольшая фабрика, талантливый инженер и волевой администратор, он превратил фабрику в одно из самых доходных предприятий Ломбардии.

(7)Я никогда не имел дела с миллиардером и думал, что появление его должно быть обставлено торжествен­но, как выход восточного властелина или римского ке­саря. (8)Трубы, букцины, флейты, карнаи, кимвалы, ковровые дорожки, белые слоны, полуголые рабы. (9)И был сильно разочарован, когда в полутёмном баре мил­лиардерской виллы, где мы пили аперитивы, невысо­кий круглый человечек с чаплинскими усиками сунул мне небольшую тёплую руку и назвался священным именем. (10)Он показался мне тихим, скромным, рассе­янным и даже грустным. (И)Потом, в клубе, где нас ждал ужин, наблюдая, как он ест, пьёт, разговаривает, вернее, ленится есть, пить, разговаривать и даже слу­шать, я понял, что его поведение диктуется пресыще­нием. (12)Ему всё надоело, и он не хочет притворяться, будто ему весело. (13)Героический период жизни, когда он поднимал фабрику, давно миновал, теперь дело дви­жется почти без его участия. (14)Он был три или четы­ре раза счастливо женат, особенно удачным оказался последний брак с красивой северной женщиной, недав­но подарившей ему наследника. (15)Младенец надёжно защищён от процветающего в стране киднепинга двумя вооружёнными до зубов охранниками, мамками и нянь­ками в пуленепробиваемых жилетах.

(16)К путешествиям он давно остыл, скучная до­ступность всех остальных радостей заставляет его быть верным жене, воздерживаться от вина, не одеваться по моде: на нём поношенный клубный пиджак с оторван­ной на животе пуговицей, мятые фланелевые брючки, нечищеные ботинки, кое-как повязанный шерстяной галстук. (17)А его «мерседес» полагалось бы давно сме­нить, даже будь он убогим миллионером по-итальян­ски. (18)Но всё это ему безразлично. (19)К его услугам лучшие портные Лондона, штучные «роллс-ройсы» или «мерседесы» с бронированными стёклами. (20)Впро — чем, к личной безопасности он совершенно равноду­шен. (21)Похоже, он даже не прочь, чтобы его похитили. (22)Считается, что большие деньги заставляют стре­миться к ещё большим деньгам, но этот инженер, ви­дать, не стал настоящим капиталистом.

(По Ю. Нагибину*)

* Юрий. Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.

А28. Какое утверждение не соответствует содержа­нию текста?

1) Герой рассказа, несмотря на то, что очень богат, не заботится о личной безопасности.

2) Автор считал, что любое появление миллиардера в обществе должно быть обставлено с особой тор­жественностью.

3) Достигнувший всего в жизни герой рассказа вы­нужден притворяться, что ему весело.

4) В Италии в то время стать миллионером было лег­ко из-за низкого курса местной валюты.

А29. Какое из перечисленных утверждений являет­ся ошибочным?

1) В предложениях 1—2 представлено повествование.

2) Предложения 14—15 содержат элементы описания. 3) В предложении 6 представлено рассуждение.

4) В предложении 8 поясняется, конкретизируется то, о чём говорится в 7 предложении текста.

АЗО. В Каком предложении использованы синонимы?

1) 5 2) 2 3) 7 4) 12

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является сло­во (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или циф­ру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведён­ными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдель­ную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 —ВЗ запишите словами.

81. Укажите способ образования слова ХЛАДНО­КРОВНО (предложение 3).

82. Из предложений 5—7 выпишите прилагатель­ное в превосходной степени.

83. Укажите тип подчинительной связи в словосоче­тании ЛЕНИТСЯ ЕСТЬ (предложение 11).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 17—22 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопре­делённо-личное. Напишите номер этого сложного пред­ложения.

85. Среди предложений 5—11 найдите предложе­ние, в котором есть обособленное распространённое приложение. Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 2—7 найдите сложнопод­чинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предло­жения.

87. Среди предложений второго абзаца найдите та­кое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предло­жения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на ос­нове текста, который Вы анализировали, выполняя зада­ния А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в ре­цензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте про­пуска, пишите цифру О.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При за­писи ответов пробелы не используются.

88. «Рассказывая о своей встрече с итальянским миллиардером, ещё во время существования Советско­го Союза, Ю. Нагибин использует такие тропы, как («вооружёнными до зубов», «иметь дело» и др.), («назвался священным именем» в предложе­нии 9, «мамками и няньками в пуленепробиваемых жилетах» в предложении 15) и синтаксические сред­ства выразительности(предложения 10, 11, 16), (предложение 7)».

Список терминов:

1) пословицы

2) ряды однородных членов

3) фразеологизмы

4) эмоционально-оценочные слова

5) эпитеты

6) анафора

7) ирония

8) сравнительный оборот

9)парцелляция

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а за­тем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте И прокомментируйте одну из про­блем, поставленных автором текста (избегайте чрезмер­ного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). На­пишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ка­ких бы то ни было комментариев, то такая работа оце­нивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почер­ком.

Z6I

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *