При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — АЗО) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В Каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАдолго 3) жАлюзи
2) исключИт 4) Эксперт
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) Нас сопровождал ДЛИТЕЛЬНЫЙ индустриальный пейзаж: трубы заводов, запутанные рисунки газопроводов, ёмкостей различного назначения…
2) После смерти родителей наша соседка окружила нас лаской и заботой, и вдруг я почувствовал себя ВИНОВАТЫМ перед ней.
3) Слух о живом царе не утихал благодаря ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОМУ воображению крестьян.
4) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые ПРИМЕТНЫЕ точки и площади.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) выздоровею
2) свыше четырёх тысяч рублей
3) несколько яблок
4) обгрызанный
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наслаждаясь вечерней прохладой,
1) заботы о завтрашнем дне не покидали меня.
2) мне думалось о завтрашнем дне.
3) засиделись на крыльце дачники.
4) нет желания заходить в душный дом.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В вашем докладе отражены проблемы, волнующие генетиков всего мира.
2) В этой передаче журналист очень верно подметил о роли прошлого в человеческой жизни.
3) Басни Эзопа казались Л. Толстому воплощением здравого смысла, были образцом лаконизма и народной мудрости.
4) Рыбный базар похож на огромную перламутровую раковину.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Временами налетает внезапный береговой ветер, который уносит и разбивает большие рыболовные суда.
2) Эта детская книжка была про гордого сильного лося, который жил отшельником.
3) Эти мелкие сомнения меркли в истинном сиянии высоких мыслей и колоссальных идей, которые наполняли меня в то время.
4) В это время на аллее появилась девушка, не заметить которую было невозможно.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1)… (2)Но в ней остаётся хлор, который вызывает коррозию металлических труб и придаёт воде неприятный вкус. (З)Поэтому перед подачей потребителю вода не менее суток отстаивается. (4)Если станция водоподготовки не перегружена, хлора после отстаивания обычно не остаётся. (5)Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает. (6)… весной водопроводная вода часто пахнет хлором.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Озонированная вода менее вредна, чем хлорированная, но такой способ очистки намного дороже.
2) Когда вода берётся из открытого источника, её нужно обеззаразить, а для этого достаточно воду прокипятить.
3) Пройдя цикл водоподготовки, вода уже не содержит ни вредных микроорганизмов, ни органических веществ, ни взвешенных примесей.
4) Под минеральной водой подразумевают воду, пригодную для питья без дополнительной подготовки, обладающую биологической активностью.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?
1) Несмотря на это, 3) А ещё
2)В результате 4)Хотя
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) хлор вызывает коррозию (предложение 2)
2) отстаивается (предложение 3)
3) приходится увеличивать (предложение 5)
4) пахнет хлором (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) Предложения текста.
1) сложноподчинённое
2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложносочинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
АН. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛНОСТЬЮ из пятого (5) предложения текста.
1) числительное 3)частица
2) существительное 4) наречие
А12. Укажите значение слова УЛЕТУЧИТЬСЯ в предложении 5.
1) израсходоваться 3) успокоиться
2) исчезнуть 4) раствориться
А13. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Он продрог в старой шинели, ноги в вяле(1)ых сапогах сделались дубовыми, а главное, от холода у него постоя(2)о ныло ране(3)ое плечо.
1)1,3 3)2
2)2 4)1,2, 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) укороченный, пл..гиат, перефразировать
2) выправленный, пол..жение, увлечение
3) обогащение, заклеймённый, новаторство
4) ст..снен (в средствах), зап..х, д..путат
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) безоскусный, поДоТожить, меж..нститутские
2) ад..ютант, в..едливый, раз..яриться
3) бе..правный, ра..чёт, не..дешний
4) проследовать, пр..шить, пр..мчаться
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
1) розы кол..тся, кле..щаяся поверхность
2) семена се..тся, плав..щийся металл
3) друзья не ссор-.тся, ка..щийся человек
4) солдаты дремл..т, стел..щийся туман
А17.В Каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. каракатица
Б. ненавид..л
В. каракулевый
Г. сем..на
1)А 2) А, Б 3)В, Г 4) А, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай.
2) Теперь йесь (не)долгий отпуск вы будете питаться именно за этим столом.
3) На двери висела (не)болыпая, но грозная бумажка: «Посторонним вход воспрещён!»
4) Если бы (не)астрономическая цена, брат бы наверняка купил фарфоровую фигурку.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) Константин ВСЁ(ТАКИ) опоздал, хотя и выехал к отцу (ПО)РАНЫПЕ.
2) Малознакомая женщина передала ему ВСЕГО(НА — ВСЕГО) просьбу коллеги встретиться завтра и ПОЧЕМУ-ТО) о встрече никому не говорить.
3) Отцу пришло в голову советоваться (ПО)СЕМЕЙ — НОМУ вопросу с сыном-подростком, который ещё (КОЕ)КАК ориентировался в жизни.
4) Все эти дни в больнице светло и празднично, все стараются наперебой — и САМА(СОБОЙ) возникает даже КАКАЯ(ТО) всеобщая любовь.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Оперативник вспомнил похождения сыщика Путилина ( ) и мысли у него стали весёлыми и добрыми.
1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Буфетчица (1) вежливо выслушав наши (2) вздрагивающие от сдерживаемых аппетитов (3) голоса (4) быстро выполняет заказ.
1) 1,2 2) 1,2, 3,4, 5 3)2,3 4) 1,4
А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Загрязнённая вода, проходя через глины, очищается. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить глина, не беспредельно.
1)1,2,3,4 3)1,4
2) 2, 3 4) 4
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Луна сияла и томным светом озаряла тучные поля и густые леса.
2) В юности писатель подрабатывал перепиской да частными уроками.
3) С одинаковым блеском М. Глинке удавались как опера так и вокальная миниатюра.
4) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина то треском упавшей ветки то шуршанием листьев.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Анатолий Иванович идёт к себе в кабинет (1) после операции (2) исход (3) которой ещё под вопросом (4) и достает из сейфа письмо.
1) 1 2) 2,4 3) 3 4)3,4
А26. В Каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Капитан милиции говорил (1) что в любом преступнике непременно остаётся частица доброго начала (2) и (3) что именно этот неомертвевший участок человечьей души является главным помощником следствия (4) ибо подчас побуждает нарушителя закона к саморазоблачению.
1)1,2 3)2, 3,4
2)1,4 4)1,2, 3,4
А27. Прочитайте текст.
Спорт отличается безграничными коммуникативными возможностями. В нём сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и потому способен содействовать взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов независимо от расы и вероисповедания.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Участники спортивных соревнований легко преодолевают языковые барьеры.
2) Независимо от расы и вероисповедания народы используют спорт как интернациональный язык общения.
3) Спорт содействует взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов, так как его «язык» универсален и понятен любому спортсмену.
4) Безграничные коммуникативные возможности спорта активно используются в международной политике, культурном обмене между странами.
Прочитайте текст и выполните задания А 28—АЗО; В1—В8.
(1)Болеё тридцати лет тому назад мы с женой были в командировке в Италии. (2) Когда мы вернулись в Милан после трёхнедельной поездки по стране, наш милый хозяин Джанни сказал, что его друг-миллионер приглашает нас на ужин. (3) Мы приняли известие хладнокровно: быть итальянским миллионером не особенно сложно. (4)Тогда при всех падениях курса один американский доллар стоил восемьсот двенадцать лир. (5)Джанни поторопился уточнить: его друг — миллионер в долларах, а в лирах — миллиардер. (6)Лет десять назад ему досталась в наследство небольшая фабрика, талантливый инженер и волевой администратор, он превратил фабрику в одно из самых доходных предприятий Ломбардии.
(7)Я никогда не имел дела с миллиардером и думал, что появление его должно быть обставлено торжественно, как выход восточного властелина или римского кесаря. (8)Трубы, букцины, флейты, карнаи, кимвалы, ковровые дорожки, белые слоны, полуголые рабы. (9)И был сильно разочарован, когда в полутёмном баре миллиардерской виллы, где мы пили аперитивы, невысокий круглый человечек с чаплинскими усиками сунул мне небольшую тёплую руку и назвался священным именем. (10)Он показался мне тихим, скромным, рассеянным и даже грустным. (И)Потом, в клубе, где нас ждал ужин, наблюдая, как он ест, пьёт, разговаривает, вернее, ленится есть, пить, разговаривать и даже слушать, я понял, что его поведение диктуется пресыщением. (12)Ему всё надоело, и он не хочет притворяться, будто ему весело. (13)Героический период жизни, когда он поднимал фабрику, давно миновал, теперь дело движется почти без его участия. (14)Он был три или четыре раза счастливо женат, особенно удачным оказался последний брак с красивой северной женщиной, недавно подарившей ему наследника. (15)Младенец надёжно защищён от процветающего в стране киднепинга двумя вооружёнными до зубов охранниками, мамками и няньками в пуленепробиваемых жилетах.
(16)К путешествиям он давно остыл, скучная доступность всех остальных радостей заставляет его быть верным жене, воздерживаться от вина, не одеваться по моде: на нём поношенный клубный пиджак с оторванной на животе пуговицей, мятые фланелевые брючки, нечищеные ботинки, кое-как повязанный шерстяной галстук. (17)А его «мерседес» полагалось бы давно сменить, даже будь он убогим миллионером по-итальянски. (18)Но всё это ему безразлично. (19)К его услугам лучшие портные Лондона, штучные «роллс-ройсы» или «мерседесы» с бронированными стёклами. (20)Впро — чем, к личной безопасности он совершенно равнодушен. (21)Похоже, он даже не прочь, чтобы его похитили. (22)Считается, что большие деньги заставляют стремиться к ещё большим деньгам, но этот инженер, видать, не стал настоящим капиталистом.
(По Ю. Нагибину*)
* Юрий. Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Герой рассказа, несмотря на то, что очень богат, не заботится о личной безопасности.
2) Автор считал, что любое появление миллиардера в обществе должно быть обставлено с особой торжественностью.
3) Достигнувший всего в жизни герой рассказа вынужден притворяться, что ему весело.
4) В Италии в то время стать миллионером было легко из-за низкого курса местной валюты.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—2 представлено повествование.
2) Предложения 14—15 содержат элементы описания. 3) В предложении 6 представлено рассуждение.
4) В предложении 8 поясняется, конкретизируется то, о чём говорится в 7 предложении текста.
АЗО. В Каком предложении использованы синонимы?
1) 5 2) 2 3) 7 4) 12
Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 —ВЗ запишите словами.
81. Укажите способ образования слова ХЛАДНОКРОВНО (предложение 3).
82. Из предложений 5—7 выпишите прилагательное в превосходной степени.
83. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЛЕНИТСЯ ЕСТЬ (предложение 11).
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 17—22 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
85. Среди предложений 5—11 найдите предложение, в котором есть обособленное распространённое приложение. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 2—7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
87. Среди предложений второго абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
88. «Рассказывая о своей встрече с итальянским миллиардером, ещё во время существования Советского Союза, Ю. Нагибин использует такие тропы, как («вооружёнными до зубов», «иметь дело» и др.), («назвался священным именем» в предложении 9, «мамками и няньками в пуленепробиваемых жилетах» в предложении 15) и синтаксические средства выразительности(предложения 10, 11, 16), (предложение 7)».
Список терминов:
1) пословицы
2) ряды однородных членов
3) фразеологизмы
4) эмоционально-оценочные слова
5) эпитеты
6) анафора
7) ирония
8) сравнительный оборот
9)парцелляция
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте И прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Z6I |