Часть 1
Ответами к заданиям 1—19является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенисите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) XXVII съезд КПСС
2) I съезд народных депутатов СССР
3) XIX Всесоюзная партийная конференция
Ответ:
2 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) падение Берлинской стены |
I) 194I г. |
Б) XX съезд КПСС |
2) 1480 г. |
В) Куликовская битва |
3) I86l г. |
Г) Стояние на Угре |
4) 1956 г. 5) 1989 г. 6) 1380 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) Гражданской войны в России.
1) Реввоенсовет; 2) дальневосточная республика; 3) трудовая армия; 4) Совет рабочей и крестьянской обороны; 5) революционное оборончество; 6)Перекопско-Чонгарская операция.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4 Запишите термин, о котором идёт речь.
Советская твёрдая конвертируемая валюта, введённая в обращение в 1922 г.
Ответ:.
5 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
![]() |
![]() |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Его Величество Король Шведский как за себя, так и за преемников его престола и Королевства Шведского отказывается неотменяемо и навсегда в пользу Его Величества Императора Всероссийского и преемников Его престола и Российской Империи, от всех своих прав и притязаний на губернии ниже сего означенные, завоеванные Его Императорского Величества в нынешнюю войну от Державы Шведской, а именно: на губернии Кюмменегордскую, Нюландскую и Тавастгускую, Абовскую и Биернеборгскую с островами Аландскими, Саволакскую и Карельскую, Вазовскую, Улеаборгскую и часть западной Ботнии до реки Торнео, как то постановлено будет в следующей статье о назначении границ. Губернии сии со всеми жителями, городами, портами, крепостями, селениями и островами, а равно их принадлежностями, преимуществами, правами и выгодами будут отныне состоять в собственности и державном обладании Империи Российской и к ней навсегда присоединяются». |
Б) |
«Е. в. императрица всероссийская и е. в. король прусский обязуются самым положительным образом взаимно помогать друг другу в составленном ими предположении воспользоваться настоящими обстоятельствами, чтобы вытребовать себе те округи Польши, на которые они имеют древние права, а равным образом доставить себе некоторыми из владений республики вознаграждение за те права, претензии и требования, которые они за ней имеют. |
В этих видах и впоследствии соглашения, принятого по этому поводу, е. в. императрица всероссийская во время и способом, условленным в следующей статье, вступит во владение остальной частью польской Ливонии, а также частью Полоцкого воеводства, находящийся по сю сторону Двины, и равным образом воеводством Витебским, так что река Двина составит естественную границу двух государств до особенной границы между воеводствами Витебским и Полоцким». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Упомянутая в конвенции императрица — Екатерина II.
2) Договор был подписан в 1772 г.
3) В войне, завершившейся принятием данного договора, участвовал М. Б. Барклай де Толли.
4) Территории, упомянутые в договоре, в начале XIX в. вошли в состав Швеции.
5) Современником подписания договора был А. Д. Меншиков.
6) На территории, присоединённой к России по данному договору, сохранялась автономия.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
||
7) Какие три из перечисленных событий относятся ко времени правления Николая I? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) издание «Полного собрания законов Российской империи»
2) пленение имама Шамиля
3) открытие Крестьянского поземельного банка
4) роспуск «Союза благоденствия»
5) вступление армии под командованием И. Ф. Паскевича в Варшаву
6) принятие закона об обязанных крестьянах
Ответ:
8) Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) В ходе Сталинградской битвы был пленён немецкий фельдмаршал.
Б) 30 июня 1941 г. создаётся во главе с И. В. Ста
Линым.
B) 8 августа 1945 г. СССР вступил в войну с. Пропущенные элементы:
1) Центральный штаб партизанского движения
2) Финляндией
3) Ф. Паулюс
4) Государственный Комитет Обороны (ГКО)
5) Э. Манштейн
6) Японией
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ
A) Ништадтский мирный договор
Б) Берлинский трактат
B) Портсмутский мирный договор Г) Прутский мирный договор
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
10 Прочтите отрывок из выступления и укажите фамилию автора.
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность».
Ответ:.
11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
События |
Даты |
Участники |
_____________ (А) |
Декабрь 1618 г. |
________________ (Б) |
______________ (В) |
1606-1607 гг. |
Г. П. Шаховской П. П. Ляпунов
|
Утверждение московского патриаршества |
1589 г. |
___________ (0 |
______________ (Д) |
_______________ (E) |
М. Б. Шеин Сигизмунд III |
Пропущенные элементы:
1) 1612 г.
2) Владислав Сигизмундович, Михаил Фёдорович
3) осада поляками Смоленска
4) Фёдор Иванович, Борис Годунов
5) восстание И. И. Болотникова
6) 1609-1611 гг.
7) Деулинское перемирие
8) деятельность Второго ополчения
9)Д. М. Пожарский, К. Минин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
12 Прочтите отрывок из газетной публикации.
«Уже в исходе первого часа дошло до сведения его величества, что часть Московского полка (как сказывали от 3 до 4 сот человек), выступив из своих казарм с распущенными знамёнами и провозглашая императором великого князя Константина Павловича, идёт на Сенатскую площадь. Толпы народа сбегались к сей площади и пред дворцом. Государь император вышел из дворца без свиты, явился один народу и был встречен изъявлениями благоговения и любви: отовсюду раздавались усердные восклицания. Между тем две возмутившиеся роты Московского полка не смирялись. Они построились в батальон-каре перед Сенатом, ими начальствовали семь, или восемь обер-офицеров, к коим присоединилось несколько человек гнусного вида во фраках. Небольшие толпы черни окружали их и кричали: ура! Необходимость противопоставить им достаточное число верных войск была очевидна. Государь дал повеление вывести один батальон Преображенского полка и предводительствуя оным, приблизился к месту, где были собраны бунтующие; но с твёрдым намерением не употреблять силы, пока будет хоть малейшая вероятность кротостью и увещеванием образумить ослеплённых мятежников».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в публикации события произошли в 1905 г.
2) Императором, упомянутым в публикации, является Николай I.
3) Лишь незначительная часть горожан поддержала мятежников.
4) Выступление мятежников происходило в Москве.
5) Автор публикации сочувствует восставшим.
6) События, описанные в публикации, завершились пораже
|
![]() |
Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.
13 В каком году произошло разделение Германии на оккупационные зоны?
Ответ:.
14 Напишите название государства, к которому отошли территории Германии, обозначенные цифрами «3» и «4».
Ответ:.
15 Напишите цифру, обозначающую британскую зону оккупации Германии.
Ответ:.
16 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «I» обозначена американская зона оккупации.
2) Проблемы послевоенной Германии решались на Парижской мирной конференции 1946 г.
3) Территория Германии, совместно управляемая США и Великобританией, с 1946 г. получила название Бизония.
4) Берлин находился в советской зоне оккупации.
5) На территории Восточной Германии советские войска оставались до 1990 г.
6) В 1949 г. на территории западных оккупационных зон была образована Федеративная Республика Германия.
17 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
![]() |
![]() |
В) опера «Жизнь за царя» |
3) автор участвовал в восстании |
Г) «Задонщина» |
Декабристов 4) описываемые события произошли вXVII в. 5) автор М. А. Врубель 6) сюжет иллюстрирует события войны 1812 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18 Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Монарх, в чьё правление отчеканена монета, был коронован в 1825 г.
2) Монета изготавливалась из серебра.
3) Монета чеканилась на Московском монетном дворе.
4) Металл для производства монеты добывался на Урале.
5) Инициатором чеканки монеты был Н. Х. Бунге.
Ответ:
19 Укажите изображение поэта, казнённого по повелению императора, в период правления которого была отчеканена монета. В ответе запишите цифру, которой обозначен этот портрет.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (20, 21 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»
«Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности? В чем смысл ошибок редакций «Звезды» и «Ленинграда»? Руководящие работники журналов и, в первую очередь, их редакторы тт. Саянов и Лихарев, забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя, — его политикой. Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безыдейности. Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».
20 Назовите год выхода данного постановления. Кто является его инициатором? В чём авторы постановления видят задачу советской литературы? Укажите две задачи.
21 В чём обвиняются руководящие работники журналов «Звезда» и «Ленинград»? Укажите не менее трёх положений обвинения.
22 Используя знания по истории, назовите не менее двух последующих «идеологических постановлений».
23 После окончания Второй мировой войны в Европе произошло резкое усиление позиций левых партий. Назовите не менее трёх причин этой ситуации.
24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы,
По которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Руководитель повстанческого движения на Украине Н. И. Махно являлся непримиримым врагом советской власти».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1762-1796 гг.; 2) 1918-1921 гг.; 3) 2000-2014 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.