Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая…

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

1) кЕдровый 2) принудйть 3) гналА 4) нАсквозь А2. В каком предложении вместо слова ИГРИВЫЙ нужно употребить слово ИГРАЛЬНЫЙ?

2) Маленькие ИГРИВЫЕ волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.

3) Теперь игроки должны по очереди бросить ИГРИВЫЙ кубик и переместить свой маркер на одну строку выше.

4) Хаджи-Мурат при входе князя встал, тотчас же переменив ИГ­РИВОЕ выражение лица на строгое и серьёзное.

5) В доме был ещё один фаворит — рыжий и толстый котёнок, ма­ленькое, избалованное всеми, ИГРИВОЕ животное.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вопреки ожиданий

2) порция пельменей

3) скоростные лифты

4) в интересном интервью

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Только изучив биографию писателя,

1) его творчество становится понятным.

2) книги стали читаться с интересом.

3) были исключены ошибки в сочинениях.

4) вы можете понять его творчество.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скром­ных клубах, открытых площадках.

2) Солнце повисло над дальними елями, готовясь скрыться за зуб­чатой чёрной стеной.

3) А. С. Пушкин писал, что он «не рождён царей забавить».

4) По окончании школы он собирается поступить в университет.

Прочитайте текст и выполните задания А6 — Al 1.

(1)Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отра­жающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о ка­ких жанрах. (2)Каких-либо специальных литературных задач он не ставил. (3)Но эта отрывочная запись помимо его воли имеет от­ношение к определённому литературному жанру — прозаическому фрагменту (широко представленному в литературе немецкого роман­тизма, в творчестве Василия Розанова и Юрия Олеши). (4)Написать текст вне жанра невозможно. (5)… вовсе не следует, что фрагментар­ная запись — литературное произведение! (6)…

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Шестым (6) в этом тексте?

1) В некоторых случаях о произведении говорят: «Оно написано в жанре исповеди».

2) У фрагмента как художественного жанра свобода и глубина су­ждения должны сочетаться с виртуозной отточенностью выра­жения.

3) Жанром называется исторически складывающийся и развиваю­щийся тип художественного произведения.

4) Многие литературные произведения сочетают в себе черты раз­ных жанров.

А7. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в Пятом (5) предложении текста?

1) Из этого 3) По-видимому,

2) Поэтому 4) Очевидно,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предло­жения?

1) человек не думал ни о каких жанрах (предложение 1)

2) задач не ставил (предложение 2)

3) запись имеет отношение (предложение 3)

4) написать (предложение 4)

А9. Укажите верную характеристику Первого (1) предложения текста

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

4) простое осложнённое

А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова НЕ­СКОЛЬКО (предложение 1).

1) краткое прилагательное 3) краткое причастие

2) наречие 4) местоимение

АП. Какое слово в тексте имеет значение «способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели»?

1) впечатления (предложение 1)

2) раздумья (предложение I)

3) задачи (предложение 2)

4) воля (предложение 3)

А12. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте

Пропуска пишется НН? А. Спута…ые водоросли Б. Купле…ый карандаш 1)А, Б, В 2) А, В

В. Дальтума…а

Г. Краде…ые вещи 3)Г 4) Б, Г

А13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Д?

1) наез…ник, жени…ьба, звёз…ный

2) сво…чатый, лю;..ская, фельдшер

3) сердцебиение, праздничный, раке…чик

4) объез…чик, упразднить, солда…чина

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…возносить, пр…бой, пр…рождённый

2) ра…копать, и…подлобья, во…произвести

3) разыгранный, под…скать, фининспектор

4) о…душина, о…гадка, на…пилить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) погон…шься за зайцем, необита…мый остров

2) луна сия…т, непередава…мые впечатления

3) любу…шься закатом, читаемый вслух

4) ветер перемен…тся, завис…мый от обстоятельств

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где про­пущена буква И?

А. Шалаш…к В. Комоч…к

Б. Кусоч…к Г. Карандаш…к

1)А, В 2) Б, Г 3)В 4) А, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Тому, кто н(1)когда н(2) видел цветения вишнёвого сада, невозмож­но, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

1)1 2) 1,2 3)3 4) 1,2,3

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Офицеры ТАК(ЖЕ), как и обыкновенно, жили (ПО)ДВОЕ в раскрытых полуразорённых домах.

2) У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.

3) (В)ПОСЛЕДСТВИИ я вынул из чемодана и показал золотой медальон (В)ВИДЕ сердечка.

4) По дороге то и дело оглядываешься: не ДОГОНИТ(ЛИ) какая подвода, ЧТО(БЫ) попросить у хозяина её положить вещи, а са­мому идти рядом с телегой.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

На лесную опушку падали косые лучи солнца () и ближайшие стволы сосен были мягкого золотистого оттенка.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Тёмно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую зем­лю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу.

1) 1,2, 3,4 — выделяются причастные обороты

2) . 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастные обороты

3) 1,2, 4, 5 — выделяются деепричастные обороты

4) 1, 2, 3,4, 5 — выделяются причастный и деепричастный обороты А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? (Знаки препи­нания расставлены частично.)

Коля подумал, что (1) конечно (2) Анфиса права, когда бредит теат­ром. Очевидно (3) театр её призвание.

1) 1,2 2) 2 3) 1,2,3 4) 1,3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Небо то всё закрывалось облаками то вдруг расчищалось на мгновение.

2) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

3) С понятием о травах связано у людей понятие об их целебности и едва ли не магической могущественности.

4) С берега упал кедр и уронил собою несколько рябинок и вербу. А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Кошки грызутся — мышам приволье.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через обширный розарий (1) воздух (2) которого был насыщен густым ароматом (3) тысяч пышно цветущих роз (4) мы шли к так называемой фондовой оранжерее Главного ботанического сада.

1) 1,4 2)2 3) 1,3 4)2,4

А25. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Есть явления в жизни (1) о которых не сразу и скажешь (2) что именно они значат для тебя (3) и (4) какое влияние оказали они на твои представ­ления об окружающем мире.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Школы, которые расположены в нашем районе, имеют высокий статус.

2) Мохнатые ветви деревьев образуют тёмный свод, сквозь кото­рый только кое-где проглядывает солнечный лучик.

3) Круто срывались тропинки и пропадали в пенистом ручейке, который шумно бежал по каменистому руслу.

4) Он ехал мостами, которые были изогнуты в виде арок.

А27. Прочитайте текст.

В основе ученической рецензии лежит анализ литературного произ­ведения, что предусматривает оценку не только содержания, но и ху­дожественного мастерства писателя. Это требует от рецензента известной начитанности, литературного и речевого развития, литера­туроведческих знаний, умения искать и находить те художественные средства, с помощью которых автор реализует основную идею произве­дения. Эти знания накапливаются учащимися к старшим классам. Ре­цензия требует от автора знаний законов построения литературного произведения, если речь идёт о художественном произведении, особен­ностей сценических постановок, если это рецензия на спектакль, зна­ний специфики телевидения, если речь идёт о рецензии на телепередачу. Поэтомусчитаем, чторецензиядоступналишьстаршимшкольникам.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ученическая рецензия требует известной начитанности, литера­турного и речевого развития, литературоведческих знаний.

2) Рецензия доступна лишь старшим школьникам, потому что они знакомы с правилами написания рецензий.

3) Рецензия доступна лишь старшим школьникам, поскольку только к этому возрасту учащиеся способны дать оценку не только содер­жания произведения, но и художественного мастерства писателя.

4) В основе ученической рецензии лежит анализ литературного произведения.

Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8;С1.

БОЖЬЯ ТВАРЬ

(1 )Не знал, что столько даёт, столько открывает человеку собака. (2)А эта даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терье­ром — метис. (3)Невзрачное существо, красавцем уж никак не назо­вёшь, когда, например, завалившись на спину, щерится (улыбается) от хозяйской ласки. (4)Выставляя неровный ряд зубов (впрочем, дро­бящих успешно любую кость). (5)Но глаза… (б)Иногда даже жутко, когда смотришь в них, — всё, кажется, понимающие.

(7)Поразительна чуткость его к настроению, мыслям человека. (8)Иногда делаю то же самое, что и при выходе с ним на прогулку (обуваюсь, беру ключи в руки), но он не трогается с места, наблюдая за мною, как будто читая мои мысли («мне надо отправиться по сво­им делам, тебя, Пепик, не могу взять с собой»). (9)Но когда без вся­кого «пойдём гулять» я собираюсь к выходу с мыслью, что пойдём вместе с ним, — он навостряется, подбегает ко мне, бросается к двери.

(10)Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. (11)Я обращаюсь к нему на нормальном человеческом языке, он, ко­нечно, ничего не понимает, но смотрит так, как будто всё понимает. (12)А то подойдёт, уткнётся в колени, сгорбится, опустив голову, как ослик. (13)Раб, раб’(14)Ну, веселее, Пепик! (15)Хватит. (16)И без тебя довольно кругом рабского вида. (17)Бывает, тяжеловато у хозяина на душе, мой Пепик весь как-то притихнет, ляжет рядом, а то, при­жавшись к ноге, начинает лизать носок.

(18) Божья тварь, рождённая в назидание нам — чтобы радовать че­ловека. (19)Учитьего радости бытия, блаженству каждого мгновения. (20)Не знает это существо ни скуки, ни раздражения, ни пресыщения. (21)Сплошная любовь под этой шёрсткой. (22)Я и раньше слышал, что животные имеют душу, но вот и сам я на днях вычитал об этом из творения одного из святых подвижников — Антония Великого. (23)И на моего четвероногого дружка смотрю уже иными глазами. (24)«Милый мой, у тебя ведь тоже душонка имеется! (25)Потому-то у тебя такой проникающий в мою душу взгляд».

(По М. Лобанову*)

* Лобанов Михаил Петрович (род. в 1925) — русский критик, публицист и общественный деятель. Автор биографии драматурга А. Н. Островского и славянофила С. Т. Аксакова и ряда других книг, составитель документального сборника «Сталин» (1995). С 1960-х годов преподает в Литературном институ­те. Лауреат Всероссийской литпремии «Сталинград».

А28. В каком(-их) предложении(-ях) наиболее полно выражена основ­ная мысль текста?

1)5,6 2)7 3) 17 4) 18,19

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 10—17 представлено повествование с элемента­ми рассуждения.

2) Предложения 8—9 подтверждают высказанное в предложении 7 суждение.

3) В предложениях 23-25 представлено описание.

4) Предложения 20—21 объясняют содержание высказанного в пред­ложениях 18-19 утверждения.

АЗО. Укажите предложение, в котором использовано слово с разговор­ной окраской.

1) 1 2)2 3)20 4)22

Часть 2

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 7—8 выпишите слово, образованное бессуффикс — ным способом.

82. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие.

83. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ПОЙ­ДЁМ ГУЛЯТЬ (предложение 9).

Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

84. Среди предложений 1-6 найдите сложное(-ые) предложение(-я), в состав которого(-ых) входит односоставное определённо-лич­ное. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

85. Среди предложений 10—17 найдите предложения с обособленны­ми обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

86. Среди предложений 18—25 найдите сложное предложение с со­чинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

87. Среди предложений 7—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и личного ме­стоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполняя задания А28 — АЗО, Bl — В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте наместапропусковцифры, соответствующиеномерутерминаизсписка.

88. «Сколько веков живут бок о бок человек и собака, но по-прежнему это животное не перестаёт восхищать своей жизнерадостностью, пре­данностью. Вот и автору текста дворняжка по кличке Пепик столько дала, столько открыла, что он посвятил ей очерк. Текст пронизан искренней любовью к собаке, о чём свидетельствуют такие средства выразительности, как(«шёрсткой», «дружка»). Своеобразие тексту придают такие синтаксические средства, как(предло­жения 3—4, 18—19),(например, предложения 7, 9, 20 и др.), а также(предложения 8,14, 24)».

Список терминов:

1) метафора

2) обращения

3) риторические вопросы

4) парцелляция

5) восклицательные предложения

6) однородные члены

7)гипербола

8) синтаксический параллелизм

9) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читатель­ский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ка­ких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *