Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

А1. Ответ: 4. В слове квартал (во всех значениях) ударение падает на второй слог

А1. Ответ: 4. В слове квартал (во всех значениях) ударение падает на второй слог. Слово судно (во всех значениях!) нужно произносить с ударением на первом слоге; порты как форма множествен­ного числа от порт тоже имеет ударение на первом слоге (есть устаревшее слово порты в другом зна­чении — синоним слова Штаны).

А2. Ответ: 3. Лексическое значение слова безобидный — «не приносящий вреда, не злой», а в третьем примере говорится о людях, не обижающихся на шутки, необидчивых.

АЗ. Ответ: 4. Стилистически нейтральная форма множественного числа от договор — договоры.

А4. Ответ: 2. Действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом — сказуемым, должно иметь одного и того же исполнителя. Если это условие не соблюдается, дееприча­стие употреблять нельзя. Варианты 3 и 4 неприемлемы, потому что подлежащие здесь Рисование, учение (невозможно: Рисование научилось…). В 1-м варианте дано безличное предложение, дееприча­стие можно было бы употребить, так как у действий, обозначенных с помощью деепричастия Научив­шись и с помощью глагола Читать один и тот же исполнитель, но здесь исполнитель назван — Мне, а в тех случаях, когда исполнитель обозначен формой косвенного падежа, использование деепричастия не допускается.

А5. Ответ: 3. Нарушены нормы построения сложного предложения с придаточным определи­тельным, а именно порядок слов. Обычно союзное слово который стоит после других знамеНательных слов в прИдаточном предложении, если служит несогласованным определением (Вот дом, \на крыше] [которогс] устроен сад. Тут напечатаны стихи, \автор которых] неизвестен). Здесь же союзное слово служит дополнением и должно стоять в начале придаточного: Многие названия городов образованы от древних слов, которых мы уже не употребляем в речи. 2 — Союз То ли в этом предложении соеди­няет дополнения Погоды и Настроения (и то и другое зависят от слова Влияние) и должен стоять ме­жду ними: Менялись под влиянием то ли погоды, то ли моего настроения. 4 — Сказуемые требуют разных падежных форм от дополнения (обратили внимание на что, наблюдать за чем); нужно ска­зать: Учёные обратили внимание на передвижения больших масс насекомых и стали наблюдать за ними.

А6. Ответ: 3.

Ниже дан исходный текст. В скобках показаны смысловые отношения между фразами.

(1. Утверждение, от которого отталкивается автор.) Бесспорно, учёный должен быть хорошо осве­домлён о том, что сделано в науке, чтобы не «изобретать велосипед». (2. Основной тезис, который показывает ограниченность первого утверждения о роли осведомлённости, т. е. начитанности, эруди­ции учёного.) Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследо­вательской работе. (3, 4, 5, 6. Примеры из биографии выдающихся учёных, подтверждающие и разъясняющие основной тезис.) (3)Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем. (4)Он считал, что надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса. (5)Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей. (б)Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд — от Томсона.

Другие варианты ответа, во-первых, не обеспечивают тематическое единство, во-вторых, не по­зволяют начать вторую фразу с союза однако.

А7. Ответ: 2. Варианты И всё-таки и Поэтому неуместны, потому что 3 и 4 предложения не свя­заны ни уступительными отношениями, ни отношениями следствия. Вариант Существует мнение, что неприемлем, так как это противоречило бы содержанию предложения 5 (Такие наставления Ред­ко слышат…). Значит, в предложении 4 более подробно рассказывается о позиции того же учёного — П. Л. Капицы.

А8. Ответ: 4. В предложении 4 две части. Первая часть — двусоставное предложение с граммати­ческой основой Он считал, а вторая часть — односоставное безличное предложение, где грамматиче­ская основа Надо постараться найти, представлена только одним главным членом (сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего).

Предложения 2 и 5 простые двусоставные: грамматические основы — начитанность, эрудиция (однородные подлежащие) Не гарантия, помеха (однородные сказуемые), Слышат (сказуемое) Ученики (подлежащее)

Предложение 6 сложное, вторая и третья части представляют собой Неполные, но Не односостав­ные предложения: во второй части подлежащее опущено, потому что оно совпадает с подлежащим первой части (Капица), в третьей части опущено сказуемое (слышал), совпадающее со сказуемым пер­вой части.

А9. Ответ: 3. Вторая часть подчинена первой и связана с ней союзным словом Когда (придаточ­ное времени), а вторая и третья части (грамматически равноправные) соединены без помощи союзов и союзных слов.

А10. Ответ: 1. Личное местоимение Их зависит от глагола, отвечает на вопрос Что? п представ­ляет собой форму винительного падежа от местоимения Они (соотносится с существительным Рекомен­дации)-, притяжательное местоимение Его зависит от слова Руководством и отвечает на вопрос Чьим?

АН. Ответ: 2. Других значений у этого слова нет. Контекст «подсказывает», что это слово сино­нимично слову Начитанность.

А12. Ответ: 1. Прилагательное Гостиный образовано от существительного Гость с помощью суффикса -ин-, который всегда пишется через одно Н; Выкрашены пишется с одним Н, потому что это краткое причастие; Зелёный — непроизводное прилагательное, в котором нет суффикса.

В других вариантах через НН пишутся: полное причастие Освещённую, прилагательное Почтен­ной, наречие Постоянно, образованное от прилагательного Постоянный (в современном языке оно не имеет чётко выделяемых суффиксов, но этимологически в нём можно выделить суффиксы -я- и — ни-).

А13. Ответ: 3. Проверочные слова — Присяга, язва, разрядка. В остальных рядах есть слова, где на месте пропуска буквы Е, И или буква Я не в корне, а в суффиксе: Землетрясение (Е не в корне, а в служебной морфеме — и соединительной гласной, т. е. особом суффиксе), Упоминать, растаявший.

А14. Ответ: 2.

В словах Претерпевать, преобразить есть приставка Пре- (в значении, близком к Пере ), в слове Беспрекословно исторически два корня: Прек-/ перек — (поперёк, перечить) и Слов- (в сказке Пушкина употреблены два синонимичных слова с этими корнями: Им она не прекословит, не Перечат ей они…).

В первом ряду есть слово с приставкой При- (примирительно), в третьем слово Перифраз с ино­язычным элементом Пери- со значением «вокруг» (ср.: Периметр, периферия). В последнем ряду есть слово Диспропорция с иноязычной приставкой Дис- (она синонимична приставке Де- в двух других сло­вах этого ряда, но имеет другое происхождение).

А15. Ответ: 4. В словах всех рядов орфограмма в суффиксе причастия настоящего времени и в личном окончании глагола, в обоих случаях написание гласной связано с типом спряжения глагола. Только в последнем ряду оба глагола Ездить и Выкипеть 2-го спряжения: ездить — глагол с безудар­ным окончанием, поэтому спряжение устанавливается по неопределённой форме (суффикс -и-), глагол Выкипеть имеет ударную приставку Вы-, которая никогда не изменяет тип спряжения, без этой при­ставки глагол имеет ударное окончание 2-го спряжения (кипит).

В остальных рядах есть формы глаголов 1-го спряжения: Отпороть — отпорют, надеяться — надеющийся, тлеть — тлеющий.

А16. Ответ: 4. Орфограммы — О и Е/Ё после шипящих и Ц в корне, суффиксах разных частей ре­чи и окончании. В суффиксах и окончаниях (скачок, саранчой) существительных под ударением пи­шется О. Корень Шов тоже пишется через О.

В других рядах есть слова, которые пишутся через Ё: Дешёвый (корень Дешёв- проверяется: Де­шевле), окружён (в суффиксе причастий пишется только Ё), Танцевать (в глагольном суффиксе -ова- 1-ева- после Ц без ударения пишется Е).

А17. Ответ: 4. Здесь НЕ — частица, которая выражает собственно отрицание (омонимичного су­ществительного с приставкой Не- нет).

В других примерах все выделенные слова — прилагательные с приставкой Не-, наличие зависи­мых слов (если они не выражают усиленного отрицания) не влияет на слитное или раздельное напи­сание прилагательных. Прилагательное Неожиданный без НЕ вообще не употребляется.

А18. Ответ: 4. Откуда и Вперёд — наречия с приставками.

В других предложениях есть слова, которые пишутся раздельно и через дефис: В центре, по направ­лению, когда-то.

А19. Ответ: 2. В каждой части своя грамматическая основа (мяч влетал и Все начинали сме­яться), общего второстепенного члена нет: Иногда относится только к первой части, так как во второй части есть другое аналогичное обстоятельство — Тогда.

А20. Ответ: 1. В этом предложении выделяется 2 деепричастных оборота Вспыхивая разноцвет­ным оперением и Даже на лету не переставая тараторить. Очевидно, что обстоятельство С дерева на дерево относится к Перелетали и не входит в состав первого деепричастного оборота, а обстоятельство На лету с частицей Даже входит в состав второго деепричастного оборота.

А21. Ответ: 1. Обстоятельства Дальше за нею и В… роще нельзя считать однородными, так как они обозначают не разные, а одно и то же место (где стоит школа), следовательно, второе обстоятель­ство Уточняющее, оно должно выделяться запятыми С двух сторон (правильно выделено уточняющее обстоятельство С голубятни в третьем предложении).

Во втором и четвёртом предложениях запятые отделяют однородные члены и выделяют обособ­ленные определения, выраженные причастными оборотами. Двоеточие во втором предложении ставится после обобщаюшего слова перед рядом однородных членов.

А22. Ответ: 4. Выделяется вводная конструкция Как известно. Слова Однако (в позиции начала предложения это Союз) и Недаром вводными не являются.

А23. Ответ: 3. Предложение состоит из двух частей (по строению каждая представляет собой безличное предложение), между ними отношения условия-следствия.

А24. Ответ: 4. Это сложноподчинённое предложение состоит из двух частей. Вначале стоит прида­точное (уступительное) предложение Хотя кометы точно так же, как и планеты, вращаются вокруг Солнца, оно отделяется от главного запятой; придаточное осложнено только сравнительным оборотом Как и планеты, который выделен запятыми.

А25. Ответ: 2. Это сложноподчиненное предложение с параллельным (и однородным) и последо­вательным подчинением. Оно состоит из пяти частей:

Разве я не понимаю,

4 союз Когда

4- союз Что

Ко мне приходит то,

И

Я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления.

В меня влилась некая сила, не при­надлежащая мне

Г

Что (союзное слово — до­полнение) Называют вдохновением.

Перед первым союзом И, соединяющим два однородных придаточных времени, стоит придаточное изъяснительное Что называют вдохновением, относящееся к первому придаточному, поэтому здесь ставится запятая. Второй союз И соединяет однородные сказуемые, запятая перед ним не нужна.

А26. Ответ: 2. Первое условие, при котором возможно преобразование, — именительный или ви­нительный падеж (без предлога!) союзного слова. Здесь используется форма В котором (предложный падеж), следовательно, сказуемое придаточного предложения Были напечатаны не может характери­зовать существительное Альманах, замещаемое союзным словом; это сказуемое характеризует только существительное Стихи в самом придаточном предложении.

В остальных примерах глаголы придаточного предложения (пригласили, встречались, делает) Можно заменить действительным или страдательным причастием, потому что союзное слово Который Играет роль подлежащего или прямого дополнения и непосредственно характеризуется этими глаго­лами. При преобразовании причастие согласуется с существительным, замещаемым союзным словом: …журналистов, приглашённых на встречу, …строки, встречавшиеся в стихах’, …естественность ре­чи, делающая стихи стихами.

А27. Ответ: 3. В варианте 1 не оправдано употребление противительного союза Но.

В варианте 2 нет важной информации — о характере современной пунктуации.

В варианте 4 нет важной информации — об истории пунктуации.

А28. Ответ: 3. Об этом прямо говорится в предложениях 14-16 и косвеннно — в предложениях 8 и 9.

Остальные утверждения противоречат тексту: первое опровергается предложениями 9, 17 и 25, второе и четвёртое — предложениями 20-25.

А29. Ответ: 2. В предложении 20 высказывается определённое мнение автора, в следующих — приводятся некоторые доводы в пользу этого мнения.

АЗО. Ответ: 4. Антонимы — прилагательные Бестактный (22) и Тактичный (25).

81. Ответ: вставить. Производящее слово Ставить отличается от производного только отсутст­вием приставки, значение приставки и смысловая связь между этими словами очевидны). В этом предложении ещё несколько слов с приставками, но они образованы другими способами: ЗамолкаЮт (ЗамолкаТь) от Замолчать (основа настоящего времени — Замолч-) с помощью суффикса -а-; Вставля — Ют (вставляТь) от Вставить с помощью суффикса -я — — (с чередованием В/вл в основе); отказывают­ся (отказываТься) от ОтказаТься с помощью суффикса -ыва- (другой путь: от ОтказываТь с помо­щью суффикса — ся); Выдерживает от Выдержать с помощью суффикса -ива-; частично сохраняется значение приставки в кратком прилагательном Поразительно, тоже образованном суффиксальным способом (Поразительн ый от ПоразиТь, а не от Разительн ый). В существительных Очередь, намере­ние и местоимении Некий приставка выделяется только исторически.

82. Ответ: чрезвычайно. Это наречие, оно зависит от прилагательного Умное и отвечает на во­прос В какой степени? насколько?

83. Ответ: говорят со мной. Управление — это связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент — склоняемое слово, стоящее в определённой падежной форме (в данном случае — творительного падежа с предлогом). Этой формы требует главное слово (в данном случае — глагол), и она не изменяется при изменении Формы главного слова: Говорите, говорил, говори… со мной.

84. Ответ: 8. Вторая часть этого предложения — Пока не поймёшь — представляет собой односостав­ное определённо-личное предложение с обобщённо-личным значением. В двусоставном предложении 12 сказуемое выражено краткими прилагательными Безнравственно и Грешно (при подлежащем, выра­женном неопределённой формой глагола).

85. Ответ: 3. Вставная конструкция — Поразительно! (в виде неполного восклицательного пред­ложения).

86. Ответ: 25. … Мои друзья были Настолько тактичны, Что при мне договаривались насчёт меня именно на своём, непонятном мне языке. Значение степени подчёркивает находящееся в глав­ном предложении соотносительное слово Настолько.

87. Ответ: 15. В предложениях 14 и 15 повторяются сочетания На… языке можно…, но исполь­зуемые определения к слову Язык имеют противоположные значения: Родном — чужом.

Подлежащие обозначают один и тот же субъект действия (классики — они), группы сказуемых с дополнениями Проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов и постигли непостижимые сложности бытия являются контекстны­ми синонимами.

88. Ответ: 6, 3, 5, 9, 8. Отступление от норм лексической сочетаемости — Углублённое выраже­ние лица, безнадёжней знание; гипербола (сознательно используемое автором преувеличение) — На чужом языке можно лишь преподавать, разговаривать о политике и заказывать котлету; звуко­пись — Журчанием и похрустыванием речи, «джур» — журчит, «шог» — жара, и т. п.; парцелляция используется в двух видах: предложения 2, 3 и 4 грамматически представляют собой одно сложно­подчинённое предложение, которое разбито на три фразы — несколько однородных придаточных час­тей пунктуационно оформлены как отдельные предложения, предложение 23 грамматически примы­кает к предыдущему простому предложению, в самостоятельную фразу выделено уточняющее дополнение с вводным словом — Среди дипломатов, допустим; используется экспрессивный повтор предложений (9 и 17) и сочетаний слов (был счастлив в предложениях 18 и 19).

Комментарий к ответам для задания А27

Вариант 1. Ответ: 2. В первом и третьем вариантах ответа отсутствует важная часть информа­ции — о Гуманитарных науках. В четвёртом отсутствует информация о возрастании роли естествозна­ния.

Вариант 2. Ответ: 3. В первом варианте ответа отсутствует важная информация — определение малоизвестного термина. Во втором варианте неточно интерпретируется исходный текст: не делается различия между горизонтальными и вертикальными перемещениями. В четвёртом — в ряду однород­ных членов перечислены термины, обозначающие разные характеристики (вертикальными, горизон­тальными) и термины, являющиеся вариантами (горизонтальными, адвективными).

Вариант 3. Ответ: 2. В первом варианте ответа нет важной информации о Содержании гипотезы Пастера. В третьем варианте информация искажена: Пастер был Одним из первых, кто высказал ги­потезу…, но не Первым. В четвёртом — также неточная интерпретация исходного текста: то, что Ат­мосфера Земли сформировалась более 4 миллиардов лет назад, установлено не Пастером.

Вариант 4. Ответ: 1. В варианте 2 и 3 неточная, недостаточная информация: не говорится о сбросе промышленных вод. В варианте 4 неточная информация: причин загрязнения больше, указан­ные две — основные, но не единственные.

Вариант 5. Ответ: 2. В варианте 1 нет важной информации — об объединении княжеств Северо — Восточной и Северной Руси.

В варианте 3 искажение информации: неверно, что все три княжества были центрами на протя­жении двух веков; нет важной информации о причинах усиления Москвы.

В варианте 4 тоже искажение информации: княжества и города перечислены как однородные члены.

Вариант 6. Ответ: 4. В варианте 1 неточная информация: говорилось не обо всех славянских гео­графических названиях, а только об оканчивающихся на -ово, — ево, — ино, — ыно.

В варианте 2 неверное объяснение: говорилось о важности сохранения исходной формы слова для деловой речи географов и военных, а не для обиходной речи.

В варианте 3 неточная информация: нельзя опускать слово «славянские».

Вариант 7. Ответ: 3, В варианте 1 не оправдано употребление противительного союза Но.

В варианте 2 нет важной информации — о характере современной пунктуации.

В варианте 4 нет важной информации — об истории пунктуации.

Вариант 8. Ответ: 3. В первом варианте ответа информация передана неточно: в исходном тексте приводится два примера, но не утверждается, что изменения сводятся только к двум типам. Во вто­ром варианте причина Расширения значения (перенос названия части на целое) представлена как причина изменений любого типа. В четвёртом варианте информация искажена, так как причина рас­ширения значения (перенос названия части на целое) принимается за ещё один тип изменения зна­чения и вводится в ряд однородных членов.

Вариант 9. Ответ: 1. В варианте 2 не отражена тема текста — биологическое разнообразие Земли. В варианте 3 неясно выражена причинно-следственная связь. В варианте 4 не дана оценка явления, неясно, почему добавлена уступительная конструкция.

Вариант 10. Ответ: 4. В первом и втором вариантах ответа прямое искажение позиции автора исходного текста, который считает разговоры о потере интеллектуальных способностей двуязычных детей Домыслами. В третьем варианте нет ясной логической связи между частями: не раскрыто про­тивопоставление .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *