Рубрики
ЕГЭ по Истории

№ 81. Из доклада министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова

81. Из доклада министра земледелия и государственных
имуществ А. С. Ермолова.

«Брожение замечается почти повсеместно, горючие элементы накоп­ляются повсюду, и достаточно одной искры, чтобы произвести взрыв. В по­следнее время распространяются слухи о предстоящей мобилизации; есть все основания опасаться, что такая мобилизация сможет во многих местах послужить поводом к беспорядкам, в особенности, если она будет произ­водиться на тех же основаниях, как и бывшие до сих пор мобилизации, при которых в отдельных уездах призывались запасные очень старых разрядов и притом многосемейные, в то время как в других уездах, рядом, призы­ва вовсе не было, а также если мобилизация совпадет со временем самых горячих полевых работ. Нельзя скрывать от себя, что война на Дальнем Востоке никакою популярностью среди населения не пользуется, что ни­какого подъема патриотического чувства в народе нет и не было, что народ только подавлен тяжёлыми для него последствиями этой войны и вместе с тем на него самым угнетающим образом действуют слухи о наших военных неудачах. Возвращающиеся с Дальнего Востока раненые, распространяя слухи о понесенных нами поражениях, только ещё более возбуждают на­селение против этой войны, продолжение которой должно будет, однако, потребовать от народа ещё новых и более тяжких жертв, притом в наро­де распространено убеждение, что и все эти жертвы пользы не принесут, что отправляемые в действующую армию посылки и пожертвования по на­значению не доходят и т. д. Нельзя не опасаться, что призванные при таком настроении народа в войска внесут деморализацию и в среду самой нашей армии.

Вот то положение, которое Россия переживает ныне, и то, что может нам ещё в будущем угрожать. Не подлежит сомнению, что все эти явления угрожают внутреннему благосостоянию государства».

Cl. Укажите название войны, о которой идёт речь, и её хронологи­ческие рамки.

С2. Как относилось общество к войне? Приведите не менее трёх при­чин, способствовавших, по мнению автора, формированию тако­го отношения.

СЗ. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает ав­тор докладной записки? Каковы его аргументы? Назовите не ме­нее трёх аргументов.

82. Из письма С. Ю. Витте российскому императору.

«При настоящем положении вещей единственный благоразумный вы­ход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя немного успо­коить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручение, данное высочайшим рескриптом А. Г. Булыгину. Продолжение войны бо­лее нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем со­стоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну, нужны огромные деньги и обширный набор людей. Дальнейшие за­траты совершенно расстроят финансовое и экономическое положение им­перии, составляющее центральный нерв жизни современных государств. Бедность населения увеличивается, и параллельно увеличится озлобление и помрачение духа. Россия потеряет кредит, и все заграничные держатели наших фондов (между прочим, вся французская буржуазия) сделаются на­шими врагами. Новая мобилизация в широких размерах может быть сде­лана лишь при содействии силы… Огромные беспорядки могут развиться в ураган. Вообще по теперешнему времени войско нужно в самой России. Конечно, ужасно больно начать мирные переговоры, и необходимо их об­ставить условиями, охраняющими престиж царской власти. Но лучше это сделать теперь, нежели ожидать ещё более грозного будущего…

Всемилостивейший государь! Решимость нужна во всех делах. Но если решимость нужна при счастье, то она сугубо необходима при несчастье. При несчастье решимость есть первая ступень к спасению».

Cl. Назовите имя императора, которому адресовано послание, и хро­нологические рамки его правления.

С2. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает ав­тор письма императору? Каковы его аргументы? Укажите не ме­нее трёх аргументов.

СЗ. Приведите не менее трёх условий мирного договора, подписан­ного по итогам войны.

83. Из письма германского императора Вильгельма Il
русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он [Po — жественский] сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои жела­ния, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оста­ваясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. C чисто военно-стратегической точки зрения поражение… отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; япон­цы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т. д. для осады Вла­дивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии [сухопутной] её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет ре­зультат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах про­должать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человече­скую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война очень непопуляр­на, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они… не сочувствуют».

Cl. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

С2. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в пись­ме? Назовите не менее трёх причин.

СЗ. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на перегово­ры о мире.

84. Из воспоминаний А. И. Деникина.

«Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских пози­циях имели 446 тыс. бойцов (под Мукденом — около 300 тыс.); распола­гались войска не в линию, как раньше, а эшелонировано, в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины своего состава, что предохра­няло от случайностей и обещало большие активные возможности; фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Ми — щенки; армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усили­лась технически; связь с Россией поддерживалась же не 3-мя парами по­ездов, как в начале войны, а 12-ю парами. Наконец, дух Маньчжурской армии не был сломлен…

Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32% меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось…

Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но…Петербург «устал» от войны больше, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции в виде террористических актов, аг­рарных беспорядков, волнений и забастовок лишили его решимости и дер­зания, приведя к заключению преждевременного мира».

Cl. Укажите годы войны, события которой описываются в докумен­те. Как был назван мир, подписанный по её итогам? Кто из го­сударственных деятелей подписал мирный договор со стороны России?

С2. Почему царское правительство пошло на подписание мира с Япо­нией? Назовите не менее трёх причин.

СЗ. Используя текст документа, объясните, почему А. И. Деникин считает, что война могла быть продолжена и выиграна Росси­ей. Укажите не менее трёх событий, которые, по его мнению, убеждают в этом.

85. Из мирного договора.

«Статья I. Мир и дружба пребудут отныне между их величествами им­ператором всероссийским и императором Японии, равно как между их го­сударствами и обоюдными подданными…

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется усту­пить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с со­гласия китайского правительства, железную дорогу [Харбин — Порт — Артур]…

Статья VII. Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежа­щие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммер­ческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических…»

Cl. Как называется мирный договор, статьи из которого приведены в задании? Когда он был подписан?

С2. Назовите две серьезные территориальные уступки, сделанные Россией по итогам подписания данного документа. Какие обя­зательства брала на себя Россия по КВЖД и Япония по ЮВЖД в отношении использования этих железных дорог?

СЗ. Укажите не менее трёх причин начала вооруженного конфликта между Россией и Японией.

86. Из записки «О необходимости проведения попечительской
политики в отношении рабочих», направленной в Департамент
полиции офицером жандармского корпуса.

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах [интересах]. …Но как устроить таким образом: чтобы и революцио­нера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на све­жую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют…

Везде и все партии проделывали тонкую эксплуатацию рабочих, в ре­зультате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропа­гандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительное™ — и то­гда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усо­вершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… [политических агитато­ров] на почве нужды и бедности [масс] надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путем свое­временного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований [большего они и не просят]. Но обяза­тельно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без за­держки. …При нынешнем положении девизом внутренней политики долж­но быть: «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на дру­га посматривающих. Внеклассовому самодержавию остается «разделяй и властвуй». ..Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать ра­бочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и [пропаганди­стов] и располагая к себе рабочих и крестьян».

Cl. Укажите фамилию автора записки. Определите время, когда реа­лизовывался курс, предложенный автором записки. Укажите на­звание этого курса.

С2. Используя текст документа и свое знание курса истории, объяс­ните, какими методами предполагалось «поддерживать равнове­сие среди классов». Укажите не менее трёх методов.

СЗ. Чьи интересы автор документа предлагает правительству защи­щать? Какие меры для этого он предлагает? Укажите не менее двух таких мер.

Xt 87. Из исторического источника.

«Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непо­сильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать…

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, толь­ко по наружности, — в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения…

Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочис­ленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой…»

Cl. Когда был создан этот документ, кому конкретно он адресован? C какими событиями, явлениями связан данный документ?

С2. Каковы требования, изложенные в обращении? Укажите не менее двух требований.

СЗ. Что отличает стиль документа, как он характеризует особенности сознания его авторов? Приведите не менее двух положений.

Xt 88. Из дневника А. В. Богданович.

«Вчера 12 тысяч человек рабочих Путиловского завода забастовали. Ожидаются забастовки и других заводов, так что считают, что забастуют до 42-х тысяч человек. Вчера у нас были два рабочих с Балтийского за­вода, благонамеренные, которые говорили, что священник Гапон, который организует здесь «союзы рабочих», — тёмная личность. Гапон раньше за что-то сомнительное лишён был места, а теперь он… священником в тюрь­ме и пользуется доверием начальства.

…Господи! В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска — с одной стороны, рабочие — с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тыс. человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул. Много было раненых и убитых. Третий залп (два первых были даны по Троицкому мосту) был дан возле дома градо­начальника двумя батальонами Семёновского полка. Опять было много жертв. В толпе послышался сильный ропот, что стреляют войска. Убитыми оказались три студента, затем какой-то штатский, скорее из достаточно­го класса, на котором найдено огромное красное знамя с революционной надписью.

…Насчитано уже до 100 убитых и очень много раненых… По улицам идёт крик, стон и рыдания. В стачке в эту минуту участвуют 108 тыс. рабо­чих. Прошёл слух, что якобы царь едет из Царского Села в Зимний дворец, чтобы принять депутатов от рабочих».

Cl. Когда случилось описанное в дневнике событие (назовите точ­ную дату) и какое название оно впоследствии получило?

С2. Укажите не менее трёх причин волнений рабочих.

СЗ. В чём видел трагедию данного события автор? Какие послед­ствия имело это событие для истории России? Приведите всего не менее трёх положений.

Kt 89. Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и, в конце концов, привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но резуль­тат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — сво­боды слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государ­ственную думу — это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество лю­дей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

Cl. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

С2. На какие реформы («уступки») согласно тексту вынужден был согласиться автор письма? Какие ещё реформы и действия вла­сти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете ука­зать дополнительно? Приведите не менее четырех реформ и дей­ствий.

СЗ. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трёхосновных причин того, что путь подавления «крамолы» че­рез установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период.

Xs 90. Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича.

«Вся Россия была в огне. В течение всего лета громадные тучи дыма CTOHJfH над страной, как бы давая знать о том, что темный гений разруше­ния всецело овладел умами крестьянства, и они решили стереть всех поме­щиков с лица земли. Рабочие бастовали. В черноморском флоте произо­шел мятеж, чуть не принявший широкие размеры, если бы ни лояльность моего бывшего флагманского судна «Ростислава». Новый министр внут­ренних дел князь Святополк-Мирский, заменивший убитого Плеве, гово­рил о «своей бесконечной вере в мудрость общественного мнения». А тем временем революционеры убивали высших должностных лиц вблизи тех мест, где Святополк-Мирский произносил свои речи. Латыши и эстонцы методически истребляли своих исконных угнетателей — балтийских ба­ронов, и один из блестящих полков гвардии должен был нести в Прибал­тийских губерниях неприятную обязанность по охране помещичьих уса­деб. Полиция на местах была в панике. Из всех губерний неслись вопли о помощи и просьбы прислать гвардейские части или казаков. Было уби­то так много губернаторов, что назначение на этот пост было равносильно смертному приговору. Заключение мира с Японией… поставило на очередь чрезвычайно сложную проблему о возвращении наших военных частей с фронта в Европейскую Россию по Сибирской железной дороге, объятой на большей части протяжения всеобщей забастовкой.

6 августа был подписан Манифест о созыве так называемой «Булы — гинской» Государственной думы… Эта полумера, вместо успокоения, лишь удвоила агрессивность революционеров».

Cl. К какому году относятся воспоминания? Какие события (какой период) во внутриполитической жизни России в них описывают­ся?

С2. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх причин описанного в воспоминаниях события.

СЗ. На основе текста укажите не менее трёх действий масс, которые вынудили власть пойти на уступки. Почему автор воспоминаний называет манифест о Булыги некой думе «полумерой» (приве­дите один основной аргумент)?

91. Из Манифеста.

«Ныне настало время… призвать выборных людей от всей земли Рус­ской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, вклю­чив для сего в состав высших государственных учреждений особое законо­совещательное установление, коему представляется предварительная раз­работка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение рос­писи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учре­дить Государственную думу и утвердили положение о выборах в думу…

Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенство­вании учреждения Государственной думы…»

Cl. Укажите имя царя, от имени которого составлен Манифест. На­зовите хронологические рамки его правления.

С2. Когда был подписан данный Манифест? Укажите точную дату. К какому важному периоду отечественной истории относится принятие указанного Манифеста?

СЗ. Какие основные функции по Манифесту получал новый орган власти, о создании которого говорится? Назовите не менее двух функций. Как изменились в дальнейшем в царской России функ­ции этого органа власти? Приведите одно основное положение.

92. Из «Краткого пособия по русской истории» В. О. Ключевского.

«Стремлением правительства опереться в дальнейших своих меропри­ятиях на консервативные и влиятельные слои общества вызвано было учре­ждение Государственной думы… [Она] имела быть законосовещательною: её постановления не имели обязательной силы… Законодательная иници­атива Думы поставлена была в тесные рамки: проект нового закона может исходить не от одного члена Думы, а не менее как от 30, и если принят большинством двух третей в Думе, но отвергнут министром, к ведомству которого относится, то поступает на экспертизу Государственного совета… Ещё ограниченнее право Думы по надзору за управлением… чтобы довести до Государственного совета свое разногласие с министром в этой области,

JJywzПотребно двукратное (до ответа министра на запрос и после этого от­вета) голосование, притом второе должно дать большинство двух третей…

Вместе с учреждением Думы… издано было и Положение о выборах в неё. Всё политическое значение реформы сводилось к тому, сколь широ­кие круги населения окажутся в рядах избирателей. Избирательный за­кон… построен на началах классового и цензового представительства: он вручал избирательное право очень узким кругам лиц, избирающим членов Думы от данной губернии (или области) в одном общем губернском изби­рательном собрании; но выборы выборщиков, голосующих в этой стадии выборов, разбиваются на три независимые избирательные собрания: съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, съезд уполномо­ченных от волостей и станиц… Распределение числа выборщиков между этими съездами находится в зависимости от имущественной силы каж­дой группы, соответственно условиям данной местности, и не находится в прямой зависимости от численности лиц, пользующихся в каждом съез­де правом голоса. При большой разнице ценза (в съезде землевладельцев примерно 15 т. р., в съезде гор. избирателей лишь около 1500 р.) выходит, что голос уездного землевладельца имеет гораздо более избирательной си­лы, чем голос городского избирателя… Крестьянское представительство осложняется одною лишнею степенью (волостной сход — съезд уполно­моченных — губернское собрание), если считать волостной сход за первую степень. Зато из числа членов Думы от каждой губернии один должен быть крестьянин. Торгово-промышленные люди, не имеющие земельного цен­за, включены в состав городских избирателей, хотя бы проживали в уезде. Приведенные черты дают понятие об избирательной системе 6 августа как о системе, дающей преимущество землевладельческим слоям общества».

Cl. Назовите дату издания Манифеста, о котором пишет В. О. Клю­чевский. Укажите фамилию министра внутренних дел России, от имени которого предполагаемая Государственная дума получила свое название.

С2. Какие «тесные рамки» имел в виду В. О. Ключевский, говоря о правах Думы? Назовите не менее трёх положений.

СЗ. Используя текст и знание курса истории, приведите не менее трёх аргументов, доказывающих, что существующее Положение о вы­борах давало преимущества «землевладельческим слоям обще­ства».

93. Из исторического источника.

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце наше. Благо российско­го государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его пе­чаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устра­нению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану лю­дей мирных… мы… признали необходимым объединить деятельность выс­шего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклон­ной нашей воли.

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную ду­му, привлечь теперь же к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в над­зоре за закономерностью действий, поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Ро­диною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами на­прячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Cl. Назовите документ и укажите дату его принятия (год, число, месяц).

С2. Какие события названы в документе «смутой»? Укажите хроно­логические рамки событий «смуты».

СЗ. Какие гражданские права предоставлял населению России дан­ный документ? Назовите не менее трёх прав, указанных в доку­менте.

Ks 94. Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.

«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единствен­ный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избира­тельный закон не решилось, а решило ещё раз попытать счастья с преж­ним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изме­нению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности. Справедливость, впрочем, тре­бует отметить, что толкования эти, если и представлялись иногда нажимом на внутренний смысл закона, с буквой его не расходились…

Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сби­того в ту пору с толка мыслью о безвозмездном расширении своих земель­ных угодий, и в городах — неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала свое дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…

Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предо­ставления решающего голоса тем слоям населения, которые воспитыва­лись на земской работе, нельзя получить Думы, способной к государствен­ной должности».

Cl. О каком избирательном законе идёт речь? Укажите название за­кона и дату его принятия.

С2. Автор приводит характеристику избирательного закона; «Он за­ливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». При­ведите положение закона, дающее автору основание высказать подобное суждение. Представителей каких думских фракций ав­тор именует «крикунами и агитаторами»? Укажите названия не менее двух фракций.

СЗ. О деятельности каких Государственных дум автор высказывается негативно? Укажите хронологические рамки их работы. Приве­дите не менее двух примеров законопроектов, по которым пози­ции думцев и царского правительства разошлись.

95. Из программы партии.

«…Заменив частную собственность на средства производства и обра­щения общественною и введя планомерную организацию общественно­производительного процесса для обеспечения благосостояния и всесто­роннего развития всех членов общества, социальная революция пролета­риата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетён­ное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою…»

Cl. Какой партии принадлежит эта программа? Почему вы так ре­шили?

С2. Какие цели, отдаленные и ближайшие, поставлены в ней? Назо­вите не менее двух положений.

СЗ. К какой части политического спектра принадлежала эта партия?

Ks 96. Из речи политического деятеля в Государственной думе.

«Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между граждана­ми и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим местным социал — демократическим присутственным местом, — что эта земля получйла бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, да, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…

…Цель правительства вполне определённа: правительство желает под­нять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина бога­тым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода.

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюби­вому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находит­ся. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть бу­дет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, т. е. деньгами.

…Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глу­бокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжи­тельная чёрная работа. Разрешить этот вопрос нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предла­гаем вам скромный, но верный путь…»

Cl. Назовите год, когда была произнесена данная речь, и имя госу­дарственного деятеля, с которым она связана. В связи с какими событиями она была произнесена?

С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, ка­кие цели преследовал автор. Укажите не менее трёх целей.

СЗ. Привлекая знания по истории, укажите, какими мероприятия­ми предполагалось достигнуть поставленной цели. Приведите не менее двух положений.

Як 97. Из отчета херсонского губернатора (начало XX в.).

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок зем­ли, но и сама величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин — собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опас­ными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во вся­ких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомнен­но слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключа­ется в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли под­держивают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеж­дения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

Cl. Назовите фамилию председателя Совета министров, при кото­ром началась реформа, направленная на развитие частной соб­ственности в крестьянской среде. В каком году началась эта ре­форма?

С2. На основе текста и знаний по истории назовите основные послед­ствия происходившего в начале XX века перехода от общинного землевладения к частной собственности. Укажите не менее трёх последствий.

СЗ. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладе­ния называет в тексте автор отчёта? Приведите всего не менее трёх недостатков.

98. Из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцес­сами…

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен извест­ный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице… Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совер­шенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной ор­ганизации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

…Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное со­действие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем органи­зации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства».

Cl. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в вос­поминаниях. Кто был правителем страны в этот период?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин вступления России в эту войну.

СЗ. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были со­вершены царским правительством в этой войне и в ходе подго­товки к ней? Какие ошибки вы можете указать дополнительно? Назовите не менее трёх ошибок царского правительства.

Kt 99. Из Манифеста российского императора.

«Немного дней тому назад Манифестом Нашим оповестили Мы рус­ский народ о войне, объявленной Нам Германией.

Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажив­шая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России…

Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мир­ской славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело. В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить на­конец вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию».

Cl. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну. Укажите два государства, именованные в документе «доблестными союз­никами».

С2. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщи­цей мировой смуты»? Укажите не менее двух причин.

СЗ. Приведите любые три факта, подтверждающих мнение большин­ства современных историков о наличии глубинных причин начала войны и отсутствии «глубокого мира» в тот период.

Xt 100. Из статьи художественного критика, теоретика искусства
России начала XX в. Н. Н. Пунина.

«..Левые французские художники были воспитаны на революциях. В России же революционная энергия скапливалась в течение тех же деся­тилетий и не получала выхода. Она прорвалась без традиций и даже иногда в ущерб непосредственным интересам искусства. В том-то и особенность «левого художественного движения» в России, что оно было одновремен­но движением культурно-бытовым, политическим и художественным; вос­стания в тылу против быта и мёртвых культурных навыков, восстания на улицах и площадях — против застаревшего режима… Всё это — род рево­люционного темперамента: явление общественное, даже бытовое — «по­щёчина общественному вкусу»: эстетизму и мещанству, догматизму и ра­ционализму…

Вожди ещё не определились; только Хлебников выделился рано и то­гда же был провозглашен «королем поэтов»… Шло целое поколение, тре­буя немедленной сдачи и приводя в отчаяние растерявшихся приставов и цензоров. Годы были молодые и дерзкие; твердыни девятнадцатого века яв­но устарели; «старому миру» нечем было остановить этой веселой атаки… Не только в жестах, в интонациях, в глазах, но в самом теле этих людей — готовность повернуть мир кочергой… В «Венере» Ларионова, в контр­рельефе Татлина, в аналитике Филонова, даже в пресловутом квадрате Малевича больше революции… Придет время, снова начнут восхищать­ся и завидовать этой судьбе. И не поймут, как могло случиться, что этим людям не было дано возможности работать… им приходилось подымать целину лопатой и со всех концов сразу».

Cl. О каком новом движении в культуре России начала XX в. идёт речь? Какие художественные стили, творческие объединения бы­ли созданы последователями движения? Укажите не менее трёх художественных стилей или творческих объединений.

С2. Определите цели, идейные основы данного художественного те­чения. Назовите не менее трёх положений.

СЗ. Используя текст документа и знания по курсу истории, приведи­те не менее трёх отличительных характеристик «левого художе­ственного движения» в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *