Рубрики
ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание № 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное…

Задание № 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение С однородным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он про­служил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.

(2)Это произошло так. (3)В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегу­щую навстречу до потери дыхания. (4)Вместо нее у детской кроватки — нового предмета в маленьком доме Лонгрена — стояла взволнованная соседка.

Задание № 2. Среди предложений 1—4 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. (2)Он стал работать. (З)Скоро в городских магазинах появились его игрушки — искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, па­роходов — словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заме­няло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. (4)Этим способом Лон — грен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии.

Задание № 3. Среди предложений 1^1 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

(2)Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай. (3)Он подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, как горизонт наполнял пространство стадами фантастиче­ских гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому уте­шению. (4)Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, — так силен был его ровный пробег, — давали изму­ченной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смут­ной печали, равна действием глубокому сну.

Задание № 4. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Молча, до своих последних слов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял; стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу — большее, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали. (2)Если бы он кричал, если бы выражал жестами или суетливостью злорадство, рыбаки поняли бы его, но он по­ступил иначе, чем поступали они — поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. (З)Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда.

Задание № 5. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырех верстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать детей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. (2)Поэтому только в хорошие дни, утром, когда ок­ружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и тишиной и когда впечатли­тельности Ассоль не грозили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город.

(З)Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. (4)3акусывая, она перебирала иг­рушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью.

Задание № 6. Среди предложений 1-5найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Только что капитан приготовился смиренно ответить, что он пошутил и что готов показать слона, как вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к сере­дине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. (2) Мгновенно изменился масштаб видимого: ручей казался девочке огромной рекой, а яхта — далеким, большим судном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки. (3)«Капитан испугался», — подумала она и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу. (4)Поспешно таща не тяжелую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: — «Ах, Господи! Ведь случись же…» — (5) Она ста­ралась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

Задание № 7. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)«3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (2) Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. (3)Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. (4)У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».

(5)0н посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приез­дом.

~(6)Это все мне? — тихо спросила девочка. (7)Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. (8)Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — (9)Может быть, он уже пришел… тот корабль?

Задание № 8. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Но страстная, почти религиозная привязанность к своему странному ребенку была, надо полагать, единственным клапаном тех ее склонностей, захлороформированных воспитанием и судьбой, которые уже не живут, но смутно бродят, оставляя волю бездей­ственной. (2)3натная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя. (З)Она болезненно чувствовала прекрасную обособленность сына, когда она прижимала мальчика к груди и когда грусть, любовь и стеснение наполняли ее сердце. (4) Так облачный эффект, причудли­во построенный солнечными лучами, проникает в симметрическую обстановку казенного здания, лишая ее банальных достоинств; глаз видит и не узнает помещения: таинствен­ные оттенки света среди убожества творят ослепительную гармонию.

Задание № 9. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; что он мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку; рыться в биб­лиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается.

(2)Его отец некоторое время боролся с этим, но уступил — не принципу, а желанию жены. (3)Он ограничился удалением из замка всех детей служащих, опасаясь, что благода­ря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудноискоренимые. (4)В общем, он был всепоглощенно занят бесчисленными фамильными процессами, начало которых терялось в эпохе возникновения бумажных фабрик, а конец — в смерти всех кляуз­ников. (5)Кроме того, государственные дела, дела поместий, диктант мемуаров, выезды парадных охот, чтение газет и сложная переписка держали его в некотором внутреннем отдалении от семьи; сына он видел так редко, что иногда забывал, сколько ему лет.

Задание № 10. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение С однород­ным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Между тем внушительный диалог приходил на ум капитану все реже и реже, так как Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. (2)Он выносил бес­покойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все лег­че и что неумение заменялось привычкой. (З)Случалосъ, что петлей якорной цепи его сши­бало с ног, ударяя о палубу, и тогда вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не ос­тавляла его лица. (4)Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань, до тех пор пока не стал в новой сфере «своим», но с этого времени неизменно отвечал боксом на всякое оскорбление.

Задание № 11. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с Параллельным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Ассоль росла без подруг. (2)Два-три десятка детей ее возраста, которые жили в Каперне, пропитанной грубым семейным началом, основой которого служил непоколеби­мый авторитет матери и отца, вычеркнули раз — навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. (3)К тому же замкнутый образ жизни Лонгрена ос­вободил теперь истерический язык сплетни. (4) Про матроса говаривали, что он где-то кого-то убил, оттого, мол, его больше не берут служить на суда, а сам он мрачен и нелю­дим, потому что "терзается угрызениями преступной совести". (5)Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец делал фальшивые деньги. (6)Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчи­вались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения.

Задание № 12. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с Параллельным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть в библиотеку, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стекол. (2)Шкапы были плотно набиты книгами, так что они казались стенами, которые заключали жизнь в самой толще своей. (3)В отражениях шкапных стёкол виднелись другие шкапы, покрытые бесцветно блестящими пятнами. (4)Огромный глобус, который стоял на круглом столе и был заключен в медный сфериче­ский крест экватор, привлёк внимание Грэя.

Задание № 13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с Последовательным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Когда он обернулся к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, на кото­рой был изображён корабль, вздымающийся на гребень морского вала. (2)Но всего заме­чательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. (З)Поза этого человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать, что его внимание крайне напряжено. (4)Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину, которая овладела его воображе­нием, так что оно постоянно рисовало картины морской стихии. (5)Картина стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя и без которого сложно осознать свое предназначение в жизни. (6)Грэй решительно захотел стать капитаном.

Задание № 14. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с Последовательным Подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег, на кото­ром располагалась Каперна. (2)Когда подплывали совсем близко, Грэй слышал собачий лай, что доносился с суши. (З)Огни деревни напоминали печную дверцу, которая прогорела ды­рочками, сквозь которые виден пылающий уголь. (4)Направо был океан, такой явст­венный, как будто ощущалось присутствие спящего человека и как будто он был совсем рядом.

Задание № 15. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённые предложения с Последовательным Подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

(1)В одно из своих еженедельных посещений игрушечной лавки Ассоль вернулась домой расстроенная. (2)Когда она вошла, то была так огорчена, что сразу не могла гово­рить. (З)Свои товары девушка принесла обратно. (4)Лишь после того, как по встревожен­ному лицу отца Ассоль увидела, что он ожидает чего-то значительно худшего действи­тельности, начала рассказывать о случившемся.(5)При этом она водила пальцем по стек­лу окна, у которого стояла, рассеянно наблюдая море. (6)Оказывается, хозяин игрушечной лавки начал в этот раз с того, что открыл счетную книгу и показал ей, сколько за ними долга. (7)Она содрогнулась, увидев внушительное трехзначное число.

ЗАДАНИЕ В9

Формулировка задания: Среди предложений 32-36 найдите Сложное Предложение с Бессоюзной и союзной сочинительной связью Между частями. Напишите номер этого пред­ложения.

(32)Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усме­хаясь. (ЗЗ)Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты».

(34)Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. (35) Валил водянистый снег, и на Исаакиевском соборе выступила серая изморозь, хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. (36)«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!»

Правильный ответ: 35.

Что должен знать ученик, выполняя задание В9:

• сложные предложения с разными видами связи между частями;

• виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное);

• отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них;

• отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания В9

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

• если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное Бессоюзное предложение;

• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно, предложение Сложносочиненное.

• если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит, предложение Сложноподчиненное.

Следует различать бессоюзное сложное предложение и сложноподчиненное, в котором придаточная часть предшествует главной:

• если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза И его нет в самом начале Всей синтаксической конструкции, то перед вами Бессоюзное сложное предложение:

Личный пример — это не главный способ повлиять на других людей, это просто единственный способ (Швейцер Альберт).

• Если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот Союз стоит в начале Всей синтаксической конструкции, то перед вами Сложноподчиненное предложение:

Если вы живете поверхностной жизнью, ваша душа страдает (Швейцер Аль­берт).

Правильно найти бессоюзное сложное предложение в тексте вам поможет и знание пра­вил постановки знаков препинания в нем:

________ Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении

_______________ ДвоЕточие ставится

Примеры

1. Если второе предложение указывает на Причину Того, о чем говорится в первом (между частями та­кого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО И пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, Потому что Она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)

2. Если второе предложение Поясняет, раскрывает Содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО).

Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.

(= Большинство сходилось на одном, А именно что Старые законы никуда не годятся.)

3. Если второе предложение Дополняет Смысл пер­вого (меду частями бессоюзного сложного предло­жения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ).

Вдруг чувствую: кто-то дергает ме­ня за рукав. (= Вдруг чувствую, Что Кто-то дергает меня за рукав.)

4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И

ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Сережа оглянулся: к нему бежал со­седский мальчонка. (= Сережа огля­нулся И увидел, что К нему бежал со­седский мальчонка.)

Запомните: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Поясняет, раскрывает со­держание Или Причину.

Правила постановки ТИРЕ в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится

Примеры

1. Если первое простое предложение указывает на Условие Того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ И пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет завтра хорошая погода — пой­дем в лес. (= Если Будет завтра хоро­шая погода, пойдем в лес.)

2. Если первое простое предложение указывает на Время Того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят — щепки летят. (= Когда Лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит Вы­вод, следствие Из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ТАК ЧТО И превра­тить его в сложноподчиненное предложение с при­даточным следствия).

Жара все усиливалась — становилось тяжело дышать. (= Жара все усили­валась, Так что Становилось тяжело дышать.)

Ударил сильный гром — задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, Так что Задрожали все окна.)

4. Если простые предложения в составе бессоюзно­го сложного Противопоставлены Друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного слож­ного предложения можно вставить Союз А Или Союз НО).

Шестнадцать лет служу — такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет сижу, Но Такого со мной еще не было.)

Смелые побеждают — трусливые погибают. (= Смелые побеждают, А Трусливые погибают.)

______________ Тире сТавится

Примеры

5. Содержание первого предложения Сравнивается С содержанием второго (между частями такого бес­союзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО И превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточ — Ным сравненИя).

Молвит слово — соловей поет.

(= Молвит слово, Будто Соловей поет.)

6. Если во второй части содержится Неожиданный результат, Дается указание на Быструю смену со­бытий.

Он нажал на тормоз — скорость не уменьшилась.

7. Если вторая часть представляет собой Присоеди­нительное предложение (перед ним можно вста­вить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце — дурной знак.

Запомните: тире — Это знак Следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, Представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *