РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ
Информация и ее кодирование[I]
1. /1.1.8/ Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
1) 44 бита ‘2) 704 бита 3) 44 байта 4) 704 байта
2. /1.1.8/ Каждый символ в Unicode закодирован двухбайтным словом. Оцените информационный объем следующего предложения в этой кодировке:
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
1) 37 бит 2) 592 бита 3) 37 байт 4) 592 байта
3. /1.1.8/ Каждый символ в Unicode закодирован двухбайтным словом. Оцените информационный объем следующего предложения в этой кодировке: Без охоты не споро у работы.
1) 28 байт 2) 28 бит 3) 448 байт 4) 448 бит
4. /1.1.3/ Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно бы было передать 200 разных сигналов?
1) 8 2) 9 3) 100 4) 200
5. /1.1.3/ Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 100 различных сигналов?
1) 6 2) 7 3) 50 4) 100
6. /1.1.3/ Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 50 различных сигналов?
1)5 2)6 3) 25 4) 50
7. /1.1.3/ Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных трехбуквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 9 различных сообщений?
1) 5 2) 2 3) 3 4)4
8. /1.1.3/ В соревновании участвуют 215 атлетов. Какое минимальное количество бит необходимо, чтобы кодировать номер каждого атлета?
1) 8 2) 14 3) 26 4) 27
9. /1.1.4/ Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий из десятичных цифр. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 150 символов.
1) 600 бит 2) 750 бит 3) 1200 бит 4) 60 байт
10. /1.1.4/ Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий из заглавных латинских букв и цифр (всего используется 36 различных символов). При этом все символы кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 150 символов.
1) 900 бит 2) 160 байт 3) 800 бит 4) 120 байт
11. /1.1.4/ Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100%, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.
1) 80 бит 2) 70Байт 3) 80 байт 4) 560 байт
12. /1.1.4/ Метеорологическая станция ведет наблюдение за направлением ветра. Результатом одного измерения является одно из 8 возможных направлений, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 160 измерений. Каков информационный объем результатов наблюдений?
1) 160 байт 2) 80 байт 3) 60 байт 4) 160 бит
13. /1.1.4/ Метеорологическая станция ведет наблюдение за атмосферным давлением. Результатом одного измерения является целое число, принимающее значение от 720 до 780 мм ртутного столба, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Каков информационный объем результатов наблюдений?
1) 60 байт 2) 80 бит 3) 80 байт 4) 480 байт
14. /1.1.4/ Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т. д.) можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов (точек и тире)?
1) 80 2) 120 3) 112 4) 96
15. /1.1.4/ Сколько бит информации содержит сообщение объемом 4 мегабайта?
1) 215 2) 225 3) 230 4) 32 IO6
16. /1.1.4/ Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 223 бит?
1) 1 2)8 3)3 4)32
17. /1.1.7/ Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
1)5 2)2 3)3 4)4
18. /1.1.7/ Сколько единиц в двоичной записи числа 197?
1)5 2)2 3)3 4)4
19. /1.1.7/ Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:’
1)5 2)6 3) 7 4)4
20. /1.1.7/ Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:
1) 5 2)6 3) 7 4)4
21. /1.1.7/ Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 132 равно:
1) 1 2)2 3)3 4)0
22. /1.1.7/ Как представлено число 75]0 в двоичной системе счисления?
1)10010119 2) 1001019 3) 11010019 4) 1111019
23. /1.1.7/ Количество цифр в двоичной записи десятичного числа, которое можно представить в виде 2 + 8 + 16 + + 64 + 128 + 256 + 512, равно
1)7 2)8 3)9 4) 10
24. /1.1.7/ Вычислите сумму чисел Х и У, при Х=B416, У= 46g. Результат представьте в двоичной системе счисления.
1) ιιoιιoιo2 2) ιoooooιo2 3) ιιιooιo2 4) 101110102
25. /1.1.7/ Значение выражения 1016+ 108 ∙ IO2в двоичной системе счисления равно:
1) 1010 2) 11010 3) 100000 4) 110000
26. /1.1.7/ Вычислите сумму чисел Х и У, при Х=A716, У= 56G. Результат представьте в двоичной системе счисления.
1) ιιoιoιoι2 2) ιιooιooι2 3) ιoooιιιι2 4) 100001012
27. /1.1.7/ Вычислите сумму чисел Х и у, при Х= ID16, У= 72g. Результат представьте в двоичной системе счисления.
1) ιoooιιιι22) ιιooιoι2 3)ιoιoιι2 4) 10101112
28. /1.1.7/ Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 19 трехзначна.
29. /1.1.7/Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.
30. /1.1.7/ Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 24 оканчивается на 3.
31. /1.1.7/ Укажите через запятую в порядке возрастания все числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
32. /1.1.7/ В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 101. Укажите это основание.
33. /1.1.5/ Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБАВ и записать результат шестнадцатиричным кодом, то получится:
1) D2 2) 132 3) 3102 4) DBAC
34. /1.1.5/ Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ВГБА и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится:
1) CDBA; 2)114; 3)2310; 4) В4.
35. /1.1.5/ Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБВА и записать результат шестнадцатиричным кодом, то получится:
1) 138; 2) DBCA; 3) D8; 4) 3120.
36. /1,1.5/ Для 5 букв русского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух бит, для некоторых — из трех). Эти коды представлены в таблице:
В |
К |
А |
P |
Д |
000 |
11 |
01 |
001 |
10 |
Из четырех полученных сообщений в этой кодировке только одно прошло без ошибки и может быть корректно декодировано. Найдите его:
1) Iioioooooiooiiooii
2) Iiioioooooiooiooii
3) Iioiooooiooiiooiii
4) Iioiiooooiooiiooio
37. /1.1.6/ Сколько секунд потребуется модему, передающему информацию со скоростью 32 000 бит/с, чтобы передать 16-цветное растровое изображение размером 800×600 пикселей, при условии, что в одном байте закодировано максимально возможное целое число пикселей?
38. /1.1.6/ Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256 000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах.
39. /1.1.6/ Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/с. Передача файла через данное соединение, заняла 1 мин. Определите размер файла в килобайтах.
40. /1.1.6/ Известно, что длительность непрерывного подключения к сети Интернет с помощью модема для некоторых АТС не превышает 10 мин. Определите максимальный, размер файла (в килобайтах), который может быть передан за время такого подключения, если модем передает информацию в среднем со скоростью 32 Кбит/с?
41. /1.2.1/ Дешифровщику необходимо восстановить поврежденный фрагмент сообщения, состоящий из 4-х символов.
Имеется достоверная информация, что использовано не более пяти букв (X, Z, У, V9Е), причем на четвертом месте стоит один из символов X, Z9У. На третьем — гласная буква (У, Е), если четвертая буква согласная, или любая согласная, если четвертая гласная. На втором месте — одна из букв Z, Y9X, V9Не стоящая в слове на первом или четвертом месте. На первом месте — любая согласная буква, не стоящая на третьем месте.
Появилась дополнительная информация, что возможен один из четырех вариантов. Какой?
1)VZYZ 2) YVEZ 3)VYYZ 4) ZVZY
42. /1.2.1/ Дешифровщику необходимо восстановить поврежденный фрагмент сообщения, состоящий из 4-х символов.
Имеется достоверная информация, что использовано не более пяти букв (A, B9 C9 D9 E)9Причем на третьем месте стоит один из символов C9 D9Е. На четвертом месте — одна из букв A9 C9 D9Не стоящая на третьем месте. На первом месте — одна из букв B9 C9 D9 E9Не стоящая в слове на втором или четвертом месте. На втором — любая согласная буква, если третья буква гласная, или любая гласная, если третья согласная.
Появилась дополнительная информация, что возможен один из четырех вариантов. Какой?
1) BADD 2) BCDC 3) DECD 4) DEDC
Алгоритмизация и программирование
43. /1.2.1/ Цепочка из трех бусин формируется по следующему правилу. На третьем месте в цепочке стоит одна из бусин А, В, Г. На втором — одна из бусин А, Б, В. На первом месте — одна из бусин Б, В, Г, не стоящая в цепочке на втором или третьем месте.
Какая из следующих цепочек создана по этому правилу?
1) БГВ 2) ГБА 3) ВАБ 4) ГВГ
44. /1.2.1/ Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:
1) на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И;
2) после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной — согласная;
3) последней буквой не может быть А.
Какая из цепочек построена по этим правилам?
1) АИБ 2) EBA 3) БИВ 4) ИБИ
45. /1.2.1/ Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами А, Б, В, Г, Д, Е, по следующему правилу.
На первом месте в цепочке стоит одна из бусин А, Б, В, Г. На втором — любая согласная буква, если первая буква согласная, или любая гласная, если первая гласная. На третьем месте — одна из бусин Б, В, Д, Е, не стоящая в цепочке на первом или втором месте. На четвертом месте — любая согласная буква, не стоящая на втором или третьем месте.
Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
1) БАДБ 2) ББДГ 3) БДАБ 4) БДБГ
46. /1.2.1/ Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: М, 2V, O9 P9 S.В середине цепочки стоит одна из бусин M9 O9 S.На третьем — любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На первом месте — одна из бусин O9 P9 S9Не стоящая в цепочке в середине.
Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
1) SMP 2) MSO 3) SNO 4) OSN
47. /1.2.1/ Строки (цепочки символов латинских букв) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — латинской буквы «А». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку вначале записывается буква, чей порядковый номер в алфавите соответствует номеру строки (на Z-M шаге пишется «Ь-я буква алфавита), к ней справа дважды подряд приписывается предыдущая строка.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
(I)A
(2) BAA
(3) СВААВАА
(4) Dcbaabaacbaabaa
Латинский алфавит (для справки):
Abcdefghi J KLM Nopqrstuvwxyz
Запишите восемь символов подряд, стоящих в седьмой строке со 119-го по 126-е место (считая слева направо).
48. /1,2.1/ Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается следующим действием: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается еще одно число — номер строки по порядку (на z-м шаге дописывается число «/»).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
1)1
2)112
3)1121123
4)112112311211234
Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке четные цифры (2, 4, 6, 8)?
49. /1.2.1/ Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается следующим действием: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается еще одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «I»).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
Dl
2) 112
3) 1121123
4) 112112311211234
Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечетные цифры (1, 3, 5, 7, 9)?
50. /1.2.1/ Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается следующим действием: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается еще одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число <Ь).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу: 1)1
2) 112
3) 1121123
4) 112112311211234
Сколько раз в общей сложности встречаются в девятой строке четные цифры (2, 4, 6, 8)?
51. /1.2.1/ Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.
Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».
Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается цепочка цифр из предыдущей строки (одна за другой, подряд), а в конец приписывается еще одно число — номер строки по порядку (на f-м шаге дописывается число «г»).
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:
1)1
2) 112
3) 1121123
4) 112112311211234
Какая цифра стоит в седьмой строке на 120-м месте (считая слева направо)?
52. /1.2.1/ Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 1, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то кучке, или добавляет 3 камня в какую-то кучку. Выигрывает игрок, после хода которого в одной из кучек становится не менее 24 камней. Кто выигрывает при безошибочной игре — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
53. /1.2.1/ Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то кучке, или добавляет 3 камня в какую-то кучку. Выигрывает игрок, после хода которого в одной из кучек становится не менее 24 камней. Кто выигрывает при безошибочной игре — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
54. /1.2.1/ Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то кучке, или добавляет 1 камень в какую-то кучку. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучках становится не менее 16 камней. Кто выигрывает при правильной игре — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
55. /1.2.2/ Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком обозначена операция присваивания, знаком * обозначена операция умножения.
1)16 2)2 3)32 4)64
56. /1.2.2/ Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком :== обозначена операция присваивания.
1) 32 2) 16 3) 8 4) 4
57. /1.2.2/ Определите значение переменной Т после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком :=обозначена операция присваивания.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 33
58. /1.2.2/ Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком :=обозначена операция присваивания.
1) 66 2) 100 3) 55 4) 54
59. /1.2.2/ Определите значение переменной А после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком ^обозначена операция присваивания.
1) 8 2) 16 3) 32 4) 12
60. /1.2.2/ Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма:
Примечание: знаком :=обозначена операция присваивания.
1) 1 2) 45 3) 55 4) 66
61. /1.2.2/ Какая команда должна быть в блок-схеме подсчета суммы:
S = l — 2+3-4+…~ 100 на месте вопросительного знака?
1) S =S+Z 2) S = S+K 3) S =I*K 4) S =S+ 1*К
62. /1.2.2/ В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные А, Ь, с имеют тип «строка», а переменные I, K — тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (а) — возвращает количество символов в строке а. (Тип «целое»)
Извлечь (а, I) — возвращает i-й (слева) символ в строке А. (Тип «строка».)
Склеить (а, Ь) — возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки А, а затем все символы строки Ь. (Тип «строка».)
Значения строк записываются в одинарных кавычках. (Например, А:= ‘дом’.)
Фрагмент алгоритма:
I := Длина (а)
K:=1
B:=‘П’
ПокаI >О
Нд
С:=Извлечь (A, I)
B := Склеить (Ь, с)
I :=i — K Кд
Какое значение будет у переменной Ь после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной А Было ‘РОЗА’?
1) ‘ПАЗ’ 2)‘ПАЗОР’ 3) ‘ПОЗА’ 4) ‘ПРОЗА’
63. /1.2.2/ В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные α, Ь, с имеют тип «строка», а переменные I, K — тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (а) — возвращает количество символов в строке а. (Тип «целое».)
Извлечь (а, i) — возвращает i-й (слева) символ в строке А. (Тип «строка».)
Склеить (а, Ь) — возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки А, а затем все символы строки Ь. (Тип «строка».)
Значения строк записываются в одинарных кавычках. (Например, А :=‘дом’.)
Фрагмент алгоритма:
I :=Длина (а)
K: = 2
B: = ‘А’
Пока I >О
Нц
С:=Извлечь (а, I)
B :=Склеить (Ь, с)
I :=I — K Кц B := Склеить (B,‘Т’)
Какое значение будет у переменной BПосле выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной а было ‘ПОЕЗД’.
1) ‘АДЕПТ’ 2) ‘АДЗЕОП’ 3) ‘АДТЕТПТ’ 4) ‘АДЗОТ’
64. /1.2.2/В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные А, Ь, с имеют тип «строка», а переменные I, N9 K — тип «целое». Используются следующие функции:
Длина (а) — возвращает количество символов в строке а. (Тип «целое»)
Извлечь (α, i) — возвращает i-тый (слева) символ в строке А.
(Тип «строка»)
Склеить (а, Ь) — возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки а, а затем все символы строки Ъ. (Тип «строка»)
Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, А:== ‘дом’).
Фрагмент алгоритма:
П:= Длина (а)
K := 2
I := 1
B := ‘Р’
ПокаI <п
Ни
С:= Извлечь (α, I)
B := Склеить (Ь, с)
I t=i + k
Кп
B := Склеить (Ь, ‘ДА’)
Какое значение будет у переменной BПосле выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной А было ‘МОТОР’?
1) ‘РМТДА’ 2) ‘РОТОДА’ 3) ‘РОТОМДА’ 4) ‘РОТОНДА’
65. /1.2.2/ У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1) прибавь 2;
2) умножь на 3.
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа 21211 — это программа:
Умножь на 3;
Прибавь 2;
Умножь на 3;
Прибавь 2;
Прибавь 2,
Которая преобразует число 1 в 19.)
66. /1.2.2/ У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
2) прибавь 1.
Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая — увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа 12122 — Это программа:
Возведи в квадрат;
Прибавь 1;
Возведи в квадрат;
Прибавь 1;
Прибавь 1,
Которая преобразует число 1 в 6.)
67. /1.2.2/ У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1) прибавь 3;
2) умножь на 2.
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, удваивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 1 числа 47, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа 21211 — Это программа:
Умножь на 2;
Прибавь 3;
Умножь на 2;
Прибавь 3;
Прибавь 3,
Которая преобразует число 1 в 16.)
68. /1.2.2/ У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1) вычти 2;
2) умножь на три.
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая — утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 — Это программа:
Умножь на три
Вычти 2
Умножь на три
Вычти 2
Вычти 2,
Которая преобразует число 2 в 8.)
(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)
69. /1.2.2/ Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды: *
Вперед п, где П — целое число, вызывающая передвижение черепашки на П шагов в направлении движения.
Направо Т, где Т — целое число, вызывающая изменение направления движения на Т градусов по часовой стрелке.
Запись Повтори 5 [Команда! Команда2] Означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз. Исполнитель интерпретирует эту запись как одну команду.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5 [Повтори 4 [Вперед 40 Направо 90] Направо 120]
Какая фигура появится на экране?
70. /1.2.2/ Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:
Вперед П, вызывающая передвижение Черепашки на П шагов в направлении движения.
Направо т, Вызывающая изменение направления движения на Т градусов по часовой стрелке. О ≤ Т < 180.
(Вместо пит должны стоять целые числа.)
Запись:
Повтори 5 [Команда! Команда2]
Означает, что последовательность команд в квадратных скобках повторится 5 раз.
Какое число нужно записать вместо П в следующем алгоритме:
Повтори 7 [Вперед 40 Направо п],
Чтобы на экране появился правильный шестиугольник?
71. /1.2.2/ Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо), 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу 33233241.
Какую последовательность из четырех команд должен выполнить Робот,, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле?
72. /1.2.2/ Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
I вверх I вниз I влево | вправо |
При выполнении этой команды РОБОТ перемещается на соответствующую клетку.
Команды проверки истинности условия на наличие стены у той клетки, где он находится:
Сверху |
Снизу |
Слева |
Справа |
Свободно |
Свободно |
Свободно |
Свободно |
Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится.
Сколько клеток данного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
НАЧАЛО
ПОКА снизу свободно
ДЕЛАТЬ вниз
ПОКА справа свободно
ДЕЛАТЬ вправо ПОКА сверху свободно
ДЕЛАТЬ вверх
ПОКА слева свободно
ДЕЛАТЬ влево
КОНЕЦ
В ответе запишите число — количество таких клеток, а далее, через запятые, их адреса (сначала идет латинская буква столбца, а затем цифра строки).
Например, нижний левый угол лабиринта имеет адрес Al.
73.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
/1.2.2/ Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно вверх Т, вниз J<, влево вправо
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
Сверху |
Снизу |
Слева |
Справа |
Свободно |
Свободно |
Свободно |
Свободно |
Цикл
ПОКА <Условие >команда
Выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.
Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
НАЧАЛО ПОКА <справа свободно >вправо |
_ I |
6 |
ПОКА <сверху свободно >вверх |
_ I |
5 |
ПОКА <слева свободно >влево |
4 |
|
ПОКА <снизу свободно >вниз |
3 |
|
КОНЕЦ |
Г 1 — |
2 |
1) 1 2) 0 |
I |
1 |
3) 3 4) 4 |
ABCDEF |
74. /1.2.2/ Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» ’в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
I вверх I вниз | влево | вправо |
При выполнении этой команды РОБОТ перемещается на соответствующую клетку.
Команды проверки истинности условия на наличие стены у той клетки, где он находится:
Сверху свободно |
Снизу свободно |
Слева свободно |
Справа свободно |
Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится.
Сколько клеток данного лабиринта соответствуют требованию, что выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение? |
||
НАЧАЛО ПОКА снизу свободно ДЕЛАТЬ вниз ПОКА справа свободно ДЕЛАТЬ вправо ПОКА сверху свободно ДЕЛАТЬ вверх ПОКА слева свободно ДЕЛАТЬ влево |
I — 1 I |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
КОНЕЦ |
Abcdefgh |
В ответе запишите число — количество таких клеток, а далее, через запятые, их адреса (сначала идет латинская буква столбца, а затем цифра строки).
Например, нижний левый угол лабиринта имеет адрес Al.
75. /1.2.3/ Определите значение целочисленных переменных А и
BПосле выполнения фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
A=2599 B =(αMOD 10)*1000+26 α=(h∖10) MOD 100 ‘\ и MOD — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно |
А:= 2599; Zκ=(α mod 10)*1000+26; A:=(b div 10) mod 100; {div и mod — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} |
П:=2599 Z>:=mod(a,10)*1000+26 α:= mod(div(6,10), 100) ∣div и mod — функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно! |
1) а =26, 6 =9026
2) А= 2, Ь=9026
3) А=26, B =9926
4) А=2, B =9926
76. /1.2.3/ Определите значение целочисленных переменных А и BПосле выполнения фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
А=1075 B =(α MOD 1000) * 10 α=α+ (B \100) ,∖ и MOD — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно |
А:= 1075; B:=(a mod 1000)*10; A:=a+ (b div 100); {div и mod — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} |
А:= 1075 ∕κ=mod(α,1000)*10 αι=α+div(Z>,100) [div и mod — функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно! |
1) А= 1150, 6=750
2) А= 1082, 6=1070
3) а = 1082, 6 = 750
4) а =1085, 6=1070
77. /1.2.3/ Определите значение целочисленных переменных А и BПосле выполнения фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
А =1819 ∂ =(α \ 100) * 10 + 9 A =(10*∂-α) MOD 100 ‘\ и MOD — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно |
А:= 1819; B:=(A div 100)* 10+9; а:=(Ю*6-а) mod 100; {div и mod — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} |
А:= 1819 Fc=div(α,100)* 10+9 a:=mod(10*&— а,100) ∣div и mod — функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно! |
1) а =81, 6=199
2) а =81, 6=189
3) а =71, 6 = 199
4) а =71, 6=189
78. /1.2.3/ Определите значение целочисленных переменных А и BПосле выполнения фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
α=2468 B=(A MOD 1000)*10 α=α∖1000 + δ ‘\ и MOD — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно |
А:= 2468; B:=(A mod 1000)*10; А:=аDiv 1000+Ь; {div и mod — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} |
А:= 2468 d:=mod(a, 1000)*10 a:=div(a, 1000)+ & ∣div и mod — функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно! |
L)α=22, ∂=20;
2) А=4682, B =4680;
3) А=8246, b=246;
4) А=470, B =468.
79. /1.2.3/ Определите значение целочисленных переменных А и BПосле выполнения фрагмента программы.
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
α=4+8*3 B = (a MOD 10) + 15 а = (b \ 10) + 3 *\ и MOD — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно |
О:= 4 + 8*3; B:= (a mod 10) + 15; A:= (b div 10) + 3; {div и mod — операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} |
А:=4 + 8*3 B:= mod(a,10) + 15 A:= div(6, 10) 3 ∣div и mod — функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно! |
1) А= 5, B = 21
2) А= 5, B = 23
3) А= 6, B = 23
4) А= 6, B = 21
80. /1.2.4/ Значения двух массивов Λ[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
FOR n=l ТО 100 A(n)=n-10 NEXTn FOR n=lTO 100 B(n)=A(n)*n NEXTn |
For n:=l to 100 do A[n]z=n-10; For Nt= 1 to 100 do B[n].∙≈A[n]*n |
Ни для п От1 До100 А[п]= п-10 КП Ян для п От1 До100 B[n]=A[n]*n КП |
Сколько элементов массива В будут иметь положительные значения?
1) 10 2) 50 3) 90 4) 100
81. /1.2.4/ Значения двух массивов А[1..200] и B[1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
FORn=ITO 200 A(n) = n + 100 NEXTn FORn=ITO 200 B(n)=2*A(n)-5OO NEXTn |
For п:=1 to 200 do A[np=n÷ 100; For п:= 1 to 200 do B[n]:=2*A[n]-5OO |
Нп для п От1 До200 A[n] ≈n+100 KH Нп для п От1 До200 B[n] = 2*A[n]-500 KH |
Сколько элементов массива В будут иметь положительные значения?
1)50 2)51 3) 149 4) 150
82. /1.2.4/ Значения двух массивов J[1..300] и B[1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
FORn=I ТО 300 А(п)= 100-п NEXTn FOR п=1 ТО 300 B(n)=2*A(n)+l NEXTn |
For п:=1 to 300 do А[п]:= 100-п; For п:= 1 to 300 do В[п]:=2*А[п]+1 |
Нп для п От1 До300 А[п]= 100-п KH Нп для п От1 До300 B[n]=2*A[n]+l Кц |
Сколько элементов массива В будут иметь положительные значения?
1) 99 2) 100 3) 200 4) 201
83. /1.2.4/ Значения двумерного массива размера 7×7 задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
FOR n=lTO7 FOR ⅛=1TO7 B(n, K)~k~n NEXT K NEXTn |
For n:=l to 7 do for А:= 1 to 7 do B[n, ⅛]ι=⅛-n; |
Нц дляN от 1 до 7 Нп для⅛ от 1 до 7 B[n, K]-k-n KH КП |
Сколько элементов массива будут иметь положительные значения?
1) 49 2) 28 3) 21 4) 7
84. /1.2.3/ Элементы двумерного массива А размером N ×NПервоначально были равны 1000. Затем значения некоторых из них меняются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы (ниже представлен фрагмент одной и той же программы, записанный на разных языках программирования).
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
K:=0 FOR I = 1 ТО N FOR J = N — i+1 ТО N k = k + 1 A(i, ]) = K NEXT J NEXTi |
⅛:= 0; For i:= 1 to N do For μ- N — I + 1 to N do begin ⅛ι=⅛ + 1; A[i, /]:= ⅛; End |
Fc:=0 Нп дляI от 1 до У Нц дляI от У — i + 1 До У K:= k + 1 A[i, j]:= K KU КП |
Какой элемент массива в результате будет иметь минимальное значение?
1) A(l, 1) 2) A(l, N) 3) A(N, 1) 4) A(N, JV)
85. /1.2.3/ Значения двух массивов A[l.. 100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
FOR П — 1 ТО 100 A(n) = (n -80)*(n — 80) NEXTn FOR n = 1 ТО 100 B(101-n) = A(n) NEXT n |
For n:=l to 100 do A[n]:= (n-80)*(n-80); For n:= 1 to 100 do B[101-n]:=A[n]; |
Нц дляNОт1 До100 A[n]=(n-80)*(n-80) KH Нп дляN от 1 до 100 B[101-n]=A[n] КП |
Какой элемент массива В будет наибольшим?
1) B[l] 2) В[21] 3) B[80] 4) B[100]
86. /1.2.4/ Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм подсчета суммы произведений последовательных пар элементов в целочисленном массиве из 30 элементов. (Это означает, что надо сосчитать сумму произведений первого и второго, третьего и четвертого, пятого и шестого элементов и т. д.)
87. /1.2.4/ Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм поиска номера первого из двух последовательных элементов в целочисленном массиве из 30 элементов, произведение которых максимально (если таких пар несколько, то можно выбрать любую из них).
88. /1.2.4/ Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм поиска номера первого из двух последовательных элементов в целочисленном массиве из 30 элементов, сумма которых максимальна (если таких пар несколько, то можно выбрать любую из них).
89. ∣∖ΛA∣Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм подсчета среднего значения отрицательных элементов в целочисленном массиве из 30 элементов в предположении, что в нем есть хотя бы один отрицательный элемент.
90. /1.2.4/ Опишите на русском языке или-одном из языков программирования алгоритм подсчета максимального количества подряд идущих отрицательных элементов в целочисленном массиве длины 30.
91. ∣^∖,ΛA∣Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм подсчета максимального количества подряд идущих элементов, каждый из которых больше предыдущего, в целочисленном массиве длины 30.