Задание 1. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культурным мы называем начитанного и воспитанного человека. Б. Внешняя культура поведения является обязательным показателем богатой внутренней культуры человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Культурным человеком обычно называют того, кто овладел общей культурой и ее разновидностями: художественной, нравственной, правовой, политической и др. То есть начитанного и хорошо воспитанного человека можно назвать культурным — первое утверждение является верным.
Человек может обладать внешней культурой — быть вежливым, соблюдать этикет, хорошо одеваться. Но при этом внутри у него может быть духовная пустота — нет глубоких нравственных убеждений, духовных интересов, широкого культурного кругозора. Внешняя культура не всегда является признаком внутренней культуры. Таким образом, второе утверждение ошибочно и следует выбрать ответ 1.
Задание 2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура народа — это его образ жизни, духовные представления и верования.
Б. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
У каждого народа есть своя особая, специфическая культура, основанная на языке, традициях, обычаях, письменных памятниках и т. д. Каждый народ имеет свои представления и верования. Таким образом, первое утверждение можно считать верным.
В широком смысле слова под культурой можно понимать совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение людей. Таким образом, социально-бытовые правила, установленные в обществе, также включаются в понятие «культура». Второе суждение верное, и следует выбрать ответ 3.
Задание 3. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная
2) народная
3) доминирующая
4) массовая
Ответ: 4.
Задание 4. К произведениям элитарной культуры искусствоведы относят классическую музыку: оперы М. И. Глинки, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова, симфонии Римского — Корсакова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) следование образцу, передаваемому из поколения в поколение
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) ориентация музыки на широкую аудиторию
Ответ:_____________
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Массовая культура — это понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, цирк, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры). Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы, пословицы, поговорки, предания, ритуалы и др.).
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Задание 5. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Как правило, произведения элитарной культуры сложны по содержанию и трудны для неподготовленного восприятия. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров искусствоведов и критиков. А массовому зрителю, как правило, их воспринимать сложно и неинтересно. Поэтому можно согласиться с первым утверждением.
Произведения массовой культуры рассчитаны на широкий круг неподготовленных специально потребителей, на получение коммерческой выгоды от их реализации, на удовлетворение вкусов массового потребителя. Телесериалы, как правило, относят к произведениям массовой культуры, то есть второе утверждение является неверным и следует выбрать ответ 1.
Задание 6. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоев населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.
Задание 7. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура — это результат коллективного творчества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Народная культура — это наиболее устойчивая часть культуры народа, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов, она — плод коллективного творчества. Таким образом, первое утверждение неверно, следует выбрать ответ 2.
Задание 8. В приведенном списке указаны черты сходства и различия понятий Народная и Массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) авторство произведений культуры не может быть установлено
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3) широкий охват аудитории
4) возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства |
Черты различия |
||
Чтобы выполнить это задание, следует рассмотреть все характеристики, приведенные в нем. И для массовой, и для народной культуры характерны ориентация на широкий круг потребителей и возможность восприятия их произведений без специальной предварительной подготовки зрителя. Таким образом, позиции 2 и 3 могут быть названы как общие черты двух понятий. Народная культура возникла значительно раньше появления СМИ, а у произведений массовой культуры автор, как правило, известен. Соответственно, позиции 1 и 4 могут быть выделены в качестве черт отличия двух типов культур. Записываем ответ без пробелов и знаков препинания: 2314.
Задание 9. Установите соответствие между формами культуры и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
A) включает физические объекты, 1) нематериальная культура созданные руками человека 2) материальная культура
Б) состоит из культурных артефактов
B) состоит из результатов деятель
Ности человеческого разума
Г) объекты культуры существуют в
Сознании человека
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Материальная культура состоит из материальных объектов, созданных человеком, а также культурных артефактов. Следует пояснить термин «артефакт» — это предмет, изготовленный человеком; все, искусственно сделанное людьми. 1-я и 2-я позиции являются синонимичными, и их мы относим к характеристике материальной культуры.
Результаты деятельности человеческого разума и объекты культуры, существующие в сознании человека, — это объекты культуры, не выраженные материально, следовательно, их относим к характеристике нематериальной культуры^
В задании важно правильно записать ответ, заполнив соответствующие ячейки таблицы: 2211.
Прочтите текст и выполните задания. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Процессы индустриализации и урбанизации, изменившие в конце XIX — начале XX в. облик Европы и Соединенных Штатов, в значительной степени основывались на новых технологиях, в том числе и масс-медиа (средств массовой коммуникации). Новые коммуникационные технологии, вроде телеграфа и телефона, сразу были оценены по достоинству, и каждое изобретение тотчас получало признание — сначала у бизнеса, а потом у всего населения…
Современное информационное (или постиндустриальное) общество — это общество, в котором информация — самый ценный ресурс, ведущее средство производства, а также главный продукт. Большую часть рабочей силы в нем должны составлять информационные работники. В самом общем смысле к категории информационных работников можно отнести тех, кто занимается производством, обработкой и распространением информации, а также производством информационной технологии. Во всех развитых странах этот сектор экономики растет быстрыми темпами…
Те средства массовой коммуникации, которые сегодня называют «новыми», начали заявлять о себе в 1970-е годы. Вначале их воспринимали как продолжение традиционных масс-медиа, теперь же они бросают вызов производству и распространению информации в их традиционных формах. Основные черты, отличающие новые медиа от старых, — это децентрализация, высокая пропускная способность, интерактивность.
Главная примета новейшего времени — это ускорение процесса превращения технологий в новые коммуникационные системы. MYo — бы газета стала важным средством коммуникации, после изобретения печатного станка должно было пройти три столетия. При этом микрочип, важнейший компонент современных компьютеров, появился в 1971 г., а массовый маркетинг персональных компьютеров начался всего четыре года спустя.
В качестве достоинств новых медиа называется их способность изменить нашу жизнь, сделать ее полезной, интересной, наполненной смысла… Разумеется, у новых медиа есть и оппоненты.
По кн. Г. П. Бакулева Массовая коммуникация. M., 2005
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) роль коммуникационных технологий в урбанизации и индустриализации;
2) значение информации в постиндустриальном обществе;
3) ускорение превращения новых технологий в средства коммуникации;
4) влияние массмедиа на современную жизнь.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.
2) Укажите процессы, которые, по мнению автора, изменили облик экономического развития стран в начале XX века. Какую роль играли в этих процессах новые технологии?
В ответе должны содержаться следующие Элементы:
1) названы общественные процессы: урбанизация и индустриализация;
2) дан ответ на вопрос: новые технологии стали основой этих процессов.
3) Чем, на взгляд автора, характеризуется роль информации в современном обществе? Назовите любого специалиста, которого можно считать «информационным работником».
В ответе должны содержаться следующие элементы:
1) дан ответ на вопрос: информация — самый ценный ресурс, ведущее средство производства и главный продукт;
2) названы информационные работники: журналисты, редакторы, компьютерные программисты.
4) Автор отмечает, что у новых средств массовой коммуникации есть и противники. Приведите два возможных аргумента, которые они могли бы использовать в споре со сторонниками новых медиа.
Могут быть приведены следующие Аргументы:
1) интерактивность новых медиа, создающая условия для виртуального общения, начинает заменять многим реальные контакты, способность решать насущные проблемы своей жизни;
2) постепенно все, что относится к сфере личной жизни, попадает в электронные сети и становится доступным совершенно посторонним людям. Могут быть приведены другие аргументы.
Задание 10. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании духовной сферы общества?
Страта; мораль; производство; религия; собственность.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развернутый ответ.
В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Термины: мораль, религия;
2) Смысл термина, например: мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
Задание 11. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании духовной сферы общества?
Наука; доход; искусство; демократия; мораль.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развернутый ответ.
В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Термины: наука, искусство, мораль;
2) Смысл термина, например: искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственновыразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т. д.).
Задание 12. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании сферы духовной культуры?
Нация; цена; стоимость, образы; идеи; субъективность.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развернутый ответ.
В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Термины: образы; идеи; субъективность.;
2) Смысл термина, напрймер: идея — мысленный прообраз какого — либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.
Задание 13. Верны ли следующие суждения о культурном наследии?
А. Далеко не все, что создано руками человека, может быть названо культурным наследием.
Б. Культурным наследием можно считать романы Л. Н. Толстого.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Понятие «культурное наследие» подразумевает совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. По законодательству Российской Федерации культурным наследием считаются памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Следует отметить, что в культурное наследие включены только настоящие достижения культуры, а не все артефакты, созданные человеком. Учитывая все вышесказанное, можно оба утверждения считать верными, то есть выбираем ответ 3.
Задание 14. Верны ли следующие суждения о культурных нормах? А. Каждое последующее поколение полностью отвергает культурные нормы предыдущих поколений.
Б. C ускорением технического прогресса значительно сократился цикл смены моды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Каждое поколение создает свои культурные нормы, которые, базируясь на нормах предыдущего поколения, развивают и совершенствуют их. Поэтому нельзя первое утверждение считать верным.
C ускорением технического прогресса происходит усовершенствование технологий, создаются новые материалы, открываются новые возможности для их компоновки. Таким образом, модельеры получают более широкий простор для своего творчества. Кроме того, на создание новых моделей требуется меньшее количество времени. Таким образом, второе утверждение можно считать верным и следует выбрать ответ 2.
Задание 15. Установите соответствие между характерными чертами и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) логичность и доказательство выводов
Б) объективное отражение действительности
В) вера в существование сверхъестественного
Г) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир
Д) строгое следование ритуалам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Ответ: |
Для работы со следующим заданием необходимо вспомнить характеристики областей культуры, упомянутых в нем.
Религия — сфера общественного сознания, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное; система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни; совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование; практика культовых верований и церемониальных действий, воссоздающих неразрывную связь небесного и земного; специфический тип общины, сообщества людей-единоверцев.
Следовательно, к области религии можно отнести веру в существование сверхъестественного и строгое следование ритуалам.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Учитывая вышесказанное, такие черты, как логичность и доказательство выводов, объективное отражение действительности и теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, следует отнести к сфере науки. Записываем ответ в таблицу: 22121.
Задание 16. Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
A) вера в потусторонний мир 1) религия
Б) разнообразие мнений 2) искусство
B) соблюдение определенного ритуала
Г) отражение личной позиции автора в
Произведении
Д) творческое самовыражение лично
Сти
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру и создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Такие черты, как разнообразие мнений, отражение личной позиции автора в произведении и творческое самовыражение личности, следует отнести к сфере искусства. Записываем ответ в таблицу: 12122.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» общее образование включает три ступени: начальное общее (1- 4-е классы), основное общее (5-9-е классы), среднее (полное) общее образование (10-11-е классы). Кроме того, система образования включает среднее профессиональное (техникум (училище)) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; и колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня, и высшее образование.
Задание 17. Четвероклассница Ира увлекается рисованием. Она посещает изостудию в Доме детского творчества. Какие ступени образования описаны в данном примере?
1) общее среднее образование
2) среднее специальное образование
3) общее начальное образование
4) общее основное образование
5) дополнительное образование
Ответ: 35.
К тенденциям развития современного образования относят: демократизацию системы образования (во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее); рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения); непрерывность образования (в условиях научно- технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии); гуманизацию образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект — субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект — субъектным); гуманитаризацию образования (повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека); интернационализацию процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем); компьютеризацию процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).
Задание 18. В настоящее время в процессе обучения применяются мультимедийные учебники, которые отличаются от обычных книг важным свойством — интерактивностью. Какие из перечисленных ниже тенденций характерны для современного образования помимо указанной? Запишите Цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение сроков обучения
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) профилизация
5) рост популярности естественных наук
Ответ: 234.
Задание 19. Найдите в приведенном ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и запишите Цифры, под которыми они указаны.
1) учет индивидуальных особенностей школьников
2) компьютеризация образовательного процесса
3) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
4) повышение внимания к изучению иностранных языков
5) введение дополнительного курса по истории искусства Ответ: 345.
Задание 20. Найдите в приведенном списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и запишите Цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) гуманитаризация образования
4) отказ от преподавания общественных наук
5) создание единой системы образования для разных стран Ответ: 235.
Задание 21. Установите соответствие между ступенью образования и примером: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
‘ Д |
Учитывая сказанное выше, можно отнести к дополнительному образованию курсы английского языка, музыкальную и спортивную школу, а к среднему профессиональному — техникум и колледж. Записываем ответ в виде последовательности цифр: 12122.
Задание 22. В 2000, 2007 и 2010 гг. в нашей стране Левада — Центром проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Варианты ответа |
2000 г. |
2007 г. |
2010 г. |
Это имеет существенное значение |
58 |
59 |
62 |
Имеет некоторое значение |
23 |
26 |
24 |
Не имеет существенного значения |
11 |
10 |
8 |
Не имеет никакого значения |
6 |
3 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
4 |
3 |
Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите развернутый ответ.
В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: участники всех опросов сочли существенно важным наличие хорошего школьного образования (так как каждый человек в современном обществ должен владеть необходимыми для благополучного трудоустройства знаниями);
Б) О различии, например: участники опросов не всегда считают наличие школьного образования важным для успешной карьеры (так как в современном обществе можно получить образование и не посещая школу, а также сильно развиты возможности для самообразования).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
Прочтите текст и выполните задания. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения)
Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов<...>;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Из статьи 10
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
1) Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
Могут быть даны следующие заголовки:
1) гарантии права на образование;
2) реализация права каждого человека на образование;
3) государственная поддержка права на образование для отдельных групп учащихся;
4) непрерывное образование.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста.
2) Приведите два принципа, обеспечивающие право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
В правильном ответе должны быть:
1) названы два принципа: общедоступность и бесплатность;
2) раскрыта связь этих принципов: бесплатность образования является одним из условий его общедоступности.
3) Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
В ответе должны содержаться следующие Позиции:
1) Дан ответ на вопрос: право каждого человека на образование обеспечивается путем создания государством соответствующих социально-экономических условий для его получения;
2) Приведен конкретизирующий пример: строительство за счет средств государственного бюджета школ, детских садов и др.
4) В законе называются категории лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргументы, подтверждающие необходимость поддержки любых двух категорий лиц из числа указанных.
В ответе могут быть приведены следующие Аргументы:
1) для полноценной учебы детей с ограниченными возможностями требуется создание специальных условий: строительство пандусов в школе, использование специальных методик обучения;
2) тем, кто в период учебы в школе проявляет выдающиеся способности в спорте, важно создать особый график посещения занятий, помочь с оплатой занятий в спортивных секциях.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).