Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст — вии с приведёнными в бланке образцами.
1. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании трудового права?
Имущественные права; трудовой договор; сделка; работодатель; рынок труда.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. К глобальным проблемам человечества относят
1) противоречия между работниками и работодателями
2) проблему развития глобальной информационной сети
3) проблему ликвидации последствий стихийных бедствий
4) проблему разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и
Развивающимися странами
Ответ:
3. Верны ли следующие суждения об этапах развития общества?
А. В традиционном обществе существует деление на классы.
Б. Информационная революция — характерная черта индустриального общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
4. Егор учится в 6 классе, после уроков он посещает занятия кружка технического творчества. Какие виды образования получает Егор?
1) общее и профессиональное
2) среднее и общее
3) общее и дополнительное
4) профессиональное и основное
Ответ:
5. Верны ли следующие суждения о религии в Российской Федерации?
А. В РФ не существует государственной религии.
Б. В РФ религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
1) Верно только А
2) верно только Б
Ответ:
6. В семье К. трое детей. В этом году старшему сыну — учащемуся школы — исполнилось 16 лет. Один из сослуживцев отца семейства заявил, что теперь семья лишается статуса многодетной и, соответственно, не будет получать помощь от государства. Однако другой коллега считает, что семья сохраняет своё положение многодетной.
Кто прав в этом споре и почему?
Как поддерживает государство многодетные семьи? (Назовите один любой вид такой помощи.)
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. Найдите в перечне одно из определений экономики.
1) трудовая деятельность, необходимая для удовлетворения потребностей человека
2) удовлетворение различных материальных и духовных потребностей людей
3) различные виды предпринимательской деятельности, целью которых является получение прибыли
4) система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами
Ответ:
8. Окончив институт, гражданин Ф. решил поступить на работу в престижную фирму. Ознакомившись с его дипломом и узнав, что помимо научных знаний, полученных в институте, гражданин Ф. имеет знания, приобретённые в практической деятельности по данной специальности, которые он получил, работая в свободное от учёбы время, начальник отдела кадров принял его на работу. Знания гражданина Ф. в данном случае выступили в качестве такого фактора производства, как
3) Предпринимательские способности
4) труд
9. Верны ли следующие суждения о функциях денег?
А. Функция денег как средства платежа проявляется в оплате купленного товара.
Б. Функцию меры стоимости отражает цена товара.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
10. Какое из убеждений может разделять только сторонник патриархальной семьи?
1) родители обязаны заботиться о воспитании детей и друг о друге
2) муж и жена должны быть верными друг другу и любить друг друга
3) дети должны уважать своих родителей, а родители — заботиться о детях
4) муж — оплот семьи, источник благосостояния, тот, кто решает все проблемы
Ответ:
11. Верны ли следующие суждения о молодёжи?
А. Молодёжь — это этническая социальная группа.
Б. Отличительной особенностью молодёжи является завершение процесса социализации.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
12. На протяжении нескольких лет социологи проводили опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам менять место работы?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13. По форме правления государство может быть
1) Демократическим или тоталитарным
2) монархическим или республиканским
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть может использовать принуждение на законных основаниях.
Б. Ведущей силой политической власти является общественно-политическое движение.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
15. Установите соответствие между характеристиками семейных отношений и типами семьи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) главенствующая роль отца семейства Б) учёт мнения детей при решении касающихся их вопросов B) многопоколенный состав семьи Г) активное участие отца в выполнении домашней работы Д) жёсткое деление домашних обязанностей на |
ТИПЫ СЕМЬИ 1) традиционная 2) партнёрская (демократическая) |
Мужские и женские Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ: |
16. Уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста |
1) 12 лет 2) 14 лет Ответ: |
3) 16 лет 4) 18 лет |
17. Найдите понятие, которое является обобщающим по отношению к остальным предложен |
Ным понятиям. |
1) источник права 2) нормативно-правовой акт |
3) правовой обычай 4) судебный прецедент |
Ответ: |
18. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка? А. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Б. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: |
19. Люди получают знания, осуществляя различные виды деятельности, включая научную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства житейских знаний с научными знаниями, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. |
1) могут быть проверены на практике
2) представляют сведения об окружающем мире
3) требуют особого понятийного аппарата
4) постигаются с помощью специальных методов
Черты сходства |
Черты различия |
||
20. Заполните пропуск в таблице.
Виды деятельности |
Характеристики |
… |
Создание материальных и духовных благ |
Учение |
Получение знаний и умений |
Ответ:____________________________
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Слово «революция» означает резкое и радикальное изменение. Революции происходили в ходе исторического развития человечества, когда новые технологии и новые способы восприятия мира вызывали существенные изменения экономических систем и социальных структур.
Первый кардинальный сдвиг в образе жизни человека — переход от собирательства к земледелию — произошёл десять тысяч лет назад благодаря одомашниванию животных. Аграрная революция была построена на соединении силы животных и людей в целях обеспечения производства и транспортировки. Постепенно эффективность производства продуктов питания повышалась, стимулируя рост населения и жизнеспособность крупных поселений. Это в дальнейшем привело к расцвету городов.
После аграрной революции последовал ряд промышленных революций, начавшихся во второй половине XVIII века. Пусковым механизмом первой промышленной революции стало строительство железных дорог и изобретение парового двигателя, что способствовало расширению механического производства. Вторая промышленная революция, продолжавшаяся до начала XX века, обусловила возникновение массового производства благодаря распространению электричества и внедрению конвейера. Третья промышленная революция началась в 60-е годы прошлого века. Обычно её называют компьютерной, или цифровой, так как её двигателем стало развитие полупроводников, использование компьютеров.
На рубеже нового тысячелетия началась четвёртая промышленная революция. Её основные черты — вездесущий Интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект и обучающие машины. Цифровые технологии становятся более усовершенствованными. Для четвёртой промышленной революции характерно возникновение прорывов в самых различных областях.
Создание материальных ценностей с привлечением значительно меньшей рабочей силы стало возможным благодаря минимальной стоимости цифрового бизнеса. Многие новые компании предоставляют «информационные товары» с практически нулевыми затратами на хранение, транспортировку и тиражирование.
(К. Шваб)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Как автор определяет понятие «революция»? Назовите три типа революций, которые упоминаются в тексте.
23. Какие изобретения, на взгляд автора, способствовали первой и второй промышленным революциям? Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите две черты, присущие установившемуся после этих революций индустриальному обществу.
24. Существует точка зрения, согласно которой последние две промышленные революции, выделенные автором, являются этапами известной Вам из обществоведческого курса информационной революции. Приведите два обоснования этого вывода.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.