Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

подпись: alВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бАловать 3) красивЕе

2) тортЫ 4) клАла

подпись: а2В каком предложении вместо слова ДЕРЕВЯННЫЙ нужно употребить ДРЕВЕСНЫЙ?

1) На окраине села особняком стояла маленькая ДЕРЕВЯННАЯ избушка с резными наличниками на окнах.

2) Тимофей славился своим умением вырезать для ребят ДЕРЕВЯННЫЕ игрушки.

3) Катерина начала читать письмо намеренно ДЕРЕВЯННЫМ, глухим от скрытого раздражения голосом.

4) Как травяная, так и кустарниковая растительность в горах пышная, зато ДЕРЕВЯННАЯ растительность очень бедна.

подпись: азУкажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на триста пятьдесят седьмой странице

2) эта работа более лучше

3) несколько мандаринов

4) хорошие доктора

подпись: а4Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая живописное полотно,

1) художник использовал масло.

2) было использовано масло.

3) использовались масляные краски.

4) работа велась несколько дней.

подпись: а5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию.

2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева — произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией.

3) На больших плакатах, прикреплённых к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки.

4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.

Прочитайте текст и выполните задания А6—АН.

(1) … (2)Она основывалась на теории П. Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. (3)Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали. (4)3емля охлаждалась до тех пор, пока на её поверхности не образовалась кора, и лишь потом из остывшей атмосферы полились дожди, образовавшие разнообразные водоёмы. (5)Таким образом, возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли, а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. (6)… Постепенно накапливались факты, противоречившие этой гипотезе.

подпись: а6Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Гипотеза «горячего» происхождения Земли и гидросферы господствовала до середины XX в.

2) Многие факты подтверждали предположение о «холодном» образовании планет из вращавшегося вокруг Солнца пылевого облака, в котором возникали сгустки, ставшие зародышами будущих планет.

3) Теория зарождения жизни в океане подтверждена многими фактами.

4) Ученые установили, что горячая плотная атмосфера при наличии твёрдой земной коры — образование очень устойчивое.

подпись: а7Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении текста?

1) Итак, 3) Вследствие этого

2) Поэтому 4) Но

подпись: а8Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) все возникли (предложение 2)

2) которые остывали (предложение 3)

3) разнообразные водоёмы (предложение 4)

4) значительно уступал (предложение 5)

подпись: а9Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) бессоюзное сложное

3) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью

4) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью

подпись: а10Укажите верную морфологическую характеристику слова СРАВНИТЕЛЬНО (предложение 5).

1) краткое прилагательное 3) наречие

2) частица 4) страдательное причастие

подпись: allУкажите значение слова СИСТЕМА (предложение 2).

1) порядок, обусловленный правильным расположением частей в определённой связи

2) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей

3) метод действий, устанавливающий порядок, правила чего-либо

4) техническое устройство, конструкция

подпись: a12В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой закон — че(2)ости и тщательности, что несколько препятствовало свободе и непринуждё(3)ой лёгкости.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

подпись: a13В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) оз..рение, традиционный, нап..вать

2) совестливый, откровение, предост..влять

3) вл..яние, в..ликолепный, различать

4) ск..льзить, подготовительный, настр..ение

подпись: a14В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться

2) пред..дущий, дез..нформация, от..скать

3) Сопровождение, под..йти, пр..дедушка

4) пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать

подпись: а15В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) вычистишь, назначавший 3) затащ..шь, обид..вший

2) посе..шь, наполн..вший 4) терп..шь, предусмотренный

подпись: а16В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. разворачивать В. погоревать

Б. речевой Г. задумчивый

1) А, Б 2) А, В 3) А, Г 4) В, Г

подпись: а17В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.

2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.

3) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

подпись: а18В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи.

2) ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением.

3) В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались речные суда.

4) Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей.

подпись: а19Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью ( ) И ему предложили остаться в университете.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

подпись: а20В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 4

подпись: а21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

подпись: а22Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.

2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.

3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.

4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

подпись: а23Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На полотнах А. Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

подпись: а24В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты — передвижники.

1) 1 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 2, 4

подпись: а25Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

подпись: а26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.

2) В собранных П. М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живёт духовная история России.

3) Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами.

4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.

подпись: а27Прочитайте текст.

Всем известно, что вырабатываемый пчелами мёд обладает целебными свойствами: натуральный мёд применяют при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара. Целебные свойства чудесного дара природы связаны с наличием в нём ничтожно малого количества некоторых веществ, выделяемых пчёлами в собираемый нектар. Искусственный мёд, получаемый из смеси различных сахаров и по вкусу не отличающийся от натурального, такими свойствами не обладает.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Мёд применяют при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и только благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара.

2) Искусственный мед, получаемый из смеси различных сахаров, обладает теми же свойствами, которые имеет натуральный.

3) Целебными свойствами обладает только натуральный мёд, содержащий выделяемые пчёлами особые вещества, не потерявший своей ценности с появлением сахара.

4) Вырабатываемый пчелами мёд люди считают чудесным даром природы.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».

(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов…

(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда…

(Ю)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (П)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.

«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи… (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.

(ЗО)Мне становится страшно.

— (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.

— (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)3аписывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».

(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых…

(По С. Сивоконю*)

*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.

подпись: а28подпись: а29Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Имя С. Я. Маршака до выхода книги Марка Гейзера не было знакомо современным читателям.

2) В годы репрессий был выписан ордер на арест С. Я. Маршака.

3) В произведениях А. А. Ахматовой С. Я. Маршак находил темы для своих новых стихотворений.

4) С. Я. Маршак работал главным редактором журнала «Юность».

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 7-9 предложения подтверждают суждение, высказанное в 6 предложении текста.

2) В предложении 15 представлено рассуждение.

3) В 30 предложении текста представлено описание состояния.

4) В предложениях 16-23 представлено повествование.

ДЗО Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 14 4) 38

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

подпись: в1Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (предложение 1).

подпись: в2подпись: взподпись: в4подпись: в5подпись: в6подпись: в7подпись: в8подпись: 49

Из предложений 39-40 выпишите все предлоги.

Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

Среди предложений 3-9 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 6-12 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 13-20 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из спискй. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Отмечая существование в литературе устоявшегося представления о С. Я. Маршаке как поэте, автор использует такой приём, как

. (в предложении 3). О разных гранях таланта Маршака автор напоминает с помощью такого лексического средства, как («детский классик Маршак — всемирно известный переводчик — замечательный педагог — воспитатель поэтов» в предложениях 10—12), а о глубинных основах этого таланта —

4 Зак. 2049

С помощью такого синтаксического средства, как (в предложении 13). Невозможно переоценить самоотверженную преданность Маршака читателю, и это подчёркнуто с помощью такого синтаксического средства, как(предложение 38)».

Список терминов:

1) подпись: 6) олицетворение
7) литота
8) ряд однородных членов
9) риторический вопрос
Ирония

2) термины

3) контекстные синонимы

4) цитирование

5) восклицательное предложение

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

подпись: с1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Al

А2

АЗ

А4

А5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *