Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Падение Византии
2) Битва на реке Сить
3) Грюнвальдская битва
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) издание «Жалованной грамоты |
1) 1242 г. |
Дворянству» |
2) 1785 г. |
Б) Цусимское сражение |
3) 1905 г. |
В) венчание Ивана IV на царство |
4) 1547 г. |
Г) Ледовое побоище |
5) 1878 г. |
6) 1530 г. |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры вующими буквами. |
Под соответст- |
R. А Б В Г
Ответ:—————
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
1) Народовольцы; 2) западники; 3) декабристы;
4) Кавалергарды; 5) октябристы; 6) чайковцы.
Найдите и запишите ПорядкоВый НомЕр термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идет речь.
Так принято называть политическое противостояние СССР и США за превосходство в области вооружённых сил времен «холодной войны».
Ответ: .
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,
СОБЫТИЯ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«…Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия: 1) Ни с кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать. 4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета». |
Б) |
«…Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искус- |
Нейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Разработке данного документа способствовал И. И. Шувалов.
2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.
3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.
4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.
5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.
6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФРАГМЕНТ А |
ФРАГМЕНТ Б |
||
Ответ: |
7. Какие три из перечисленных положений относятся к политике перестройки (1985-1991 гг.)? Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) ваучерная приватизация
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности
3) антиалкогольная кампания
4) введение продналога
5) централизация управления экономикой
6) свободаинформации
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Руководителем Русской освободительной армии стал.
Б) Партизанским движением во время Великой Отечественной войны руководил.
B) Во время битвы за Манчжурию 1945 г. одним из командующих советскими войсками был
![]() |
![]() |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
![]() |
|
9. Установите соответствие между историческими событиями и государственными деятелями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) |
Вхождение Пскова в состав Московского государства |
1) И. В. Сталин 2) Н. С. Хрущев |
|
Б) |
Начало коллективизации |
3) |
Василий III |
В) |
Введение карательного прин |
4) |
Ярослав Муд |
Ципа цензуры вместо предва |
Рый |
||
Рительного |
5) |
Александр II |
|
Г) |
Строительство Софийского собора в Киеве |
6) |
Николай I |
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г
|
Ответ: |
10. Прочтите отрывок из документа и назовите его автора.
«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных <...>
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Ответ: .
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Организация |
Год основания |
Лидер |
____________ (А) |
1822 г. |
____________ (Б) |
РСДРП (б) |
____________ (В) |
В. И. Ленин |
____________ (Г) |
1902 г. |
В. М. Чернов |
Союз 17 октября |
____________ (Д) |
____________ (E) |
Пропущенные элементы:
1) А. И. Гучков
2) 1903 г.
3) Ю. О. Мартов
4) Северное тайное общество
5) В. М. Чернов
6) 1905 г.
7) Южное тайное общество
8) Партия социалистов-революционеров
9) Н. М. Муравьев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
12. Прочтите отрывок из переписки двух государственных лидеров.
«Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам. Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ультимативные условия, которые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реагировали на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно.
Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона <...>
Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже не апеллируете к разуму, а хотите запугать нас <...>
Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством — это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров… Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Данное послание адресовано президенту США Р. Рейгану.
2) Советский лидер обвиняет США в нарушении прав другого государства.
3) Упоминаемые в письме события относятся к 1956 г.
4) В описываемых событиях Куба выступала на стороне США.
5) Республикой Куба в тот период руководил Фидель Кастро.
6) В послании советский лидер предупреждает об опасности открытого военного противостояния СССР и США.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Напишите имя маршала, командующего 1-м Белорусским фронтом во время изображенных на схеме событий.
Ответ: .
14. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1».
Ответ: .
15. Укажите год, в который происходили изображенные на схеме события.
Ответ: .
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу ЦифрЫ, Под которыми они указаны.
1) Во время изображённых на схеме событий состоялась Тегеранская конференция глав государств Антигитлеровской коалиции.
2) После изображённых на карте событий состоялась конференция глав государств Антигитлеровской коалиции в Ялте.
3) В результате изображенной на схеме военной операции советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.
4) Во время изображенных на схеме событий Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был К. К. Рокоссовский.
5) Командующим 1-м Украинским фронтом во время изображенной на схеме военной операции был маршал И. С. Конев.
6) После изображённых на карте событий произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Шедевр русского деревянного зодчества.
2) Построен в 1818-1858 гг. по проекту архитектора
О. Монферрана.
3) Последний крупный проект архитектора Д. Кварнеги.
4) В 1930 г. было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем — гранитом и лабрадоритом; конкурс на его строительство выиграл
А. В. Щусев.
5) Архитектор —
К. И. Росси, создатели скульптурного декора — С. С. Пименов и В. И. Демут — Малиновский.
6) Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры
Вующими буквами.
Ответ: |А|Б В|Г
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
![]() |
18. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Скульптура изображает русского солдата Первой мировой войны.
2) Данная скульптура находится в Берлине.
3) Автором скульптуры является И. Д. Шадр.
4) Скульптура является частью мемориала, в котором захоронены советские воины.
5) Скульптура была создана в годы правления Л. И.Брежнева.
Ответ:
19. Какое из сооружений, представленных ниже, было построено в годы руководства страной государственного деятеля, при котором была создана скульптура, изображенная в предыдущем задании? В ответе запишите цифру, под которой указано это сооружение.
![]() |
![]() |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из речи В. М. Молотова на февральско-мартовском Пленуме
ЦК КПСС
«Товарищи, то, что мы здесь обсуждаем уже второй раз на пленуме ЦК за последние два-три месяца вопрос о Бухарине и Рыкове, является одним из доказательств того величайшего терпения в отношении людей, которые к нашей партии давно уже повернулись боком, вернее, спиной. За все время борьбы против ошибок тт. Бухарина и Рыкова мы помнили об их заслугах, о том, что они имели и хорошие дела в прошлом, и все делали для того, чтобы выправить их линию, выправить их поведение, дать им возможность выйти на общую дорогу. Но если посмотреть на то, как они себя здесь вели и ведут до сих пор, как они здесь выступают, как они относятся к Центральному Комитету партии и ко всей нашей партии, то для каждого из нас, объективно смотрящего на дело, ясно, что это не разоружившиеся враги <...>
О Бухарине. Что такое Бухарин для нашей партии мы все знаем достаточно хорошо. Мы знаем, что он немало написал статей, немало выступал с докладами, сказал немало речей, но мы знаем, что в течение всего периода, как его партия знает, он время от времени возобновлял борьбу против партии. Во время войны это был человек, который вел открытую борьбу против Ленина по коренным вопросам, об отношении к государству. Я помню в нелегальное время, в 1916 г., письмо Ленина, которое мы читали в Питере, члены бюро ЦК, — не знаю опубликовано ли оно, — где Ленин предупреждал нас о том, что у меня с Бухариным разногласия по вопросу о государстве: он стоит на анархистской позиции разрушения государства и отрицания государства, я стою за то, что государство, как переходная форма борьбы рабочего класса за полное освобождение и за полное торжество коммунизма, необходимо в виде диктатуры пролетариата <...>
Бухарин в период Бреста — ярый враг нашей партии, сторонник того, что можно сдать диктатуру рабочего класса, и [он] оказывается, по выражению Ленина, не большевиком, а шляхтичем, т. е. мелкобуржуазным героем, который думает не об интересах партии и революции, а о том, чтобы не отстать от мелкобуржуазных масс, от всей этой левоэсеровской братии, которая была против Бреста <...>
И мы как будто в одной семье сидим, боремся против Зиновьева и Троцкого, громим троцкистов и зиновьевцев…
Но все же оказывается, Бухарин, находясь в нашей компании, имеет камень за пазухой. Он, видите ли, имеет свои кадры молодежи, организует свои кадры. И не так просто. Он подумал не только о себе, он подумал и кое-что намекнул Томскому. Томский заводит свои кадры. Кое-что Рыкову намекает, Рыков своих людей заводит <...>
Он преподавал исподтишка эту мысль, на этом воспитывал свою группу молодежи, что нужно не теперешнего типа монолитную партию иметь, а партию типа лейбористской партии, где свободно борются течения, группы, фракции и где можно действительно красоваться в виде идеолога с любой кучей идей, с любыми сплетениями принципов <...>
Я не буду теперь говорить о том, что такое был правый уклон. Вы все это знаете великолепно. Знаете, что это была линия против социалистической индустриализации, против коллективизации сельского хозяйства, это была линия на буржуазно-демократический уклон, на сдачу позиций социализма в пользу кулака и капитализма… На власть буржуазии и на реставрацию капитализма. Это партией было достаточно разоблачено. И в 1930 г. Бухарин, Рыков, Томский сделали соответствующее заявление о признании своих ошибок. Но теперь, как мы видим, признание этих ошибок было сделано только для прикрытия своей дальнейшей борьбы против партии…»
20. Укажите год проведения Пленума, на котором прозвучала данная речь. Какую государственную должность занимал автор данной речи в период 1939-1949, 1953- 1956 гг.? Укажите название договора между СССР и Германией 1939 г., в подписании которого участвовал автор данной речи.
21. Какие обвинения выдвигает Молотов против Бухарина? Укажите любые три пункта.
22. В тексте есть упоминание о внутрипартийной борьбе периода мирных переговоров с Германией в Брест — Литовске. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух точек зрения внутри партии при обсуждении германских условий мира.
23. Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и исследователей получил прозвище Тишайший. Однако время его правления принято называть «бунташным» веком. Приведите не менее трех доказательств того, что век, в котором жил Алексей Михайлович, действительно был «бунташным».
24. В Исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Индустриализация в СССР оказала положительное влияние на его дальнейшую историю».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
3) …
4) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1237-1480 гг.;
2) 1796-1801 гг.;
3) 1953-1964 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.