Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала…

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соот­ветствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в блан­ке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной по­следовательности в таблицу.

1) Падение Византии

2) Битва на реке Сить

3) Грюнвальдская битва

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) издание «Жалованной грамоты

1) 1242 г.

Дворянству»

2) 1785 г.

Б) Цусимское сражение

3) 1905 г.

В) венчание Ивана IV на царство

4) 1547 г.

Г) Ледовое побоище

5) 1878 г.

6) 1530 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры вующими буквами.

Под соответст-

R. А Б В Г

Ответ:—————

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключе­нием одного, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1) Народовольцы; 2) западники; 3) декабристы;

4) Кавалергарды; 5) октябристы; 6) чайковцы.

Найдите и запишите ПорядкоВый НомЕр термина, отно­сящегося к другому историческому периоду.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Так принято называть политическое противостояние СССР и США за превосходство в области вооружённых сил времен «холодной войны».

Ответ: .

5. Установите соответствие между процессами (явления­ми, событиями) и фактами, относящимися к этим про­цессам (явлениям, событиям): к каждой позиции пер­вого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: фактыПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,
СОБЫТИЯ)

А) складывание бояр­ской республики в Великом Новгороде

 

D

2)

 

Учреждение губерний появление старооб­

 

Б) административно — территори-альные реформы Петра I

 

3)

4)

 

Рядцев

Прутские походы

 

Замена продразверстки продналогом

 

В) большой террор 1930-х гг.

 

5)

 

Г) раскол в Русской православной церк­ви

 

6)

 

Процесс «Антисовет­ского объединенного троцкистско-

 

Зиновьевского центра» власть осуществляется вече, посадниками, тысяцким и архиепи­скопом

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами истори­ческих источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подбе­рите по две соответствующие характеристики, обозна­ченные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«…Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже уч­режденный Верховный тайный совет в вось­ми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими но­выми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше пол­ковничья ранга не жаловать, ниже к знат­ным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верхов­ного тайного совета».

Б)

«…Для содержания в оном университете дос­тойных профессоров и в гимназиях учите­лей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемило­стивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных ку­раторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искус-

Нейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, вы­сочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропоря­дочные свои поступки окажут, те пред дру­гими с отменными авантажами в службу оп­ределены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соиз­воление публиковать повелели, о чем сим и публикуется».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Разработке данного документа способствовал И. И. Шувалов.

2) Данный документ привел к изменению государст­венного устройства Российской империи.

3) Учреждение, о котором говорится в документе, су­ществует и в настоящее время.

4) В составлении данного документа принимали уча­стие члены Верховного тайного совета.

5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.

6) Данным документом руководствовался новый мо­нарх при управлении страной.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

ФРАГМЕНТ А

ФРАГМЕНТ Б

Ответ:

7. Какие три из перечисленных положений относятся к политике перестройки (1985-1991 гг.)? Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) ваучерная приватизация

2) развитие индивидуальной трудовой деятельности

3) антиалкогольная кампания

4) введение продналога

5) централизация управления экономикой

6) свободаинформации

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, исполь­зуя приведённый ниже список пропущенных элемен­тов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного эле­мента.

A) Руководителем Русской освободительной армии стал.

Б) Партизанским движением во время Великой Отече­ственной войны руководил.

B) Во время битвы за Манчжурию 1945 г. одним из командующих советскими войсками был

подпись: пропущенные элементы:
1) р.я. малиновский
2) а.а. власов
3) и.х. баграмян
подпись: 4) п.к. пономаренко
5) к.к. рокоссовский
6) и.д. черняховский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

Ответ:

 

 

9. Установите соответствие между историческими собы­тиями и государственными деятелями: к каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

А)

Вхождение Пскова в состав Московского государства

1) И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущев

Б)

Начало коллективизации

3)

Василий III

В)

Введение карательного прин­

4)

Ярослав Муд­

Ципа цензуры вместо предва­

Рый

Рительного

5)

Александр II

Г)

Строительство Софийского собора в Киеве

6)

Николай I

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

подпись: исторические
деятели
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

10. Прочтите отрывок из документа и назовите его автора.

«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных <...>

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникше­му и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе все­общего, прямого, равного и тайного голосования Учреди­тельное собрание своим решением об образе правления вы­разит волю народа».

Ответ: .

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя пред­ставленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Организация

Год основания

Лидер

____________ (А)

1822 г.

____________ (Б)

РСДРП (б)

____________ (В)

В. И. Ленин

____________ (Г)

1902 г.

В. М. Чернов

Союз 17 октября

____________ (Д)

____________ (E)

Пропущенные элементы:

1) А. И. Гучков

2) 1903 г.

3) Ю. О. Мартов

4) Северное тайное общество

5) В. М. Чернов

6) 1905 г.

7) Южное тайное общество

8) Партия социалистов-революционеров

9) Н. М. Муравьев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

12. Прочтите отрывок из переписки двух государственных лидеров.

«Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам. Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ультимативные условия, кото­рые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реагирова­ли на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно.

Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не ка­кая-то третья сторона <...>

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить ме­ня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а пота­кать произволу. Вы уже не апеллируете к разуму, а хотите запугать нас <...>

Советское правительство считает, что нарушение сво­боды пользования международными водами и международ­ным воздушным пространством — это акт агрессии, тол­кающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать ин­струкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров… Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей сто­роны предпринять меры, которые сочтем нужными и доста­точными для того, чтобы оградить свои права».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) Данное послание адресовано президенту США Р. Рейгану.

2) Советский лидер обвиняет США в нарушении прав другого государства.

3) Упоминаемые в письме события относятся к 1956 г.

4) В описываемых событиях Куба выступала на сторо­не США.

5) Республикой Куба в тот период руководил Фидель Кастро.

6) В послании советский лидер предупреждает об опасности открытого военного противостояния СССР и США.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Напишите имя маршала, командующего 1-м Белорус­ским фронтом во время изображенных на схеме собы­тий.

Ответ: .

14. Напишите название реки, обозначенной на схеме циф­рой «1».

Ответ: .

15. Укажите год, в который происходили изображенные на схеме события.

Ответ: .

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначен­ным на схеме, являются верными? Выберите три суж­дения из шести предложенных. Запишите в таблицу ЦифрЫ, Под которыми они указаны.

1) Во время изображённых на схеме событий состоя­лась Тегеранская конференция глав государств Ан­тигитлеровской коалиции.

2) После изображённых на карте событий состоялась конференция глав государств Антигитлеровской коалиции в Ялте.

3) В результате изображенной на схеме военной опе­рации советские войска вышли на дальние подсту­пы к Берлину.

4) Во время изображенных на схеме событий Верхов­ным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был К. К. Рокоссовский.

5) Командующим 1-м Украинским фронтом во время изображенной на схеме военной операции был маршал И. С. Конев.

6) После изображённых на карте событий произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ответ:

17. Установите соответствие между памятниками культу­ры и их краткими характеристиками: к каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую пози­цию второго столбца.

подпись: памятники культуры
а) арка главного штаба
б) мавзолей в.и. ленина на красной площади
в) преображенская церковь на о. кижи
г) собор святой софии в новгороде
ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Шедевр русского де­ревянного зодчества.

2) Построен в 1818-1858 гг. по проекту архи­тектора

О. Монферрана.

3) Последний крупный проект архитектора Д. Кварнеги.

4) В 1930 г. было возве­дено новое здание из железобетона, облицо­ванное естественным камнем — гранитом и лабрадоритом; кон­курс на его строитель­ство выиграл

А. В. Щусев.

5) Архитектор —

К. И. Росси, создатели скульптурного декора — С. С. Пименов и В. И. Демут — Малиновский.

6) Памятник был зало­жен на месте Вла­дычного двора и строился примерно до 1050 г.

подпись: под соответст-Запишите в таблицу выбранные цифры

Вующими буквами.

Ответ: |А|Б В|Г

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фото­графии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) Скульптура изображает русского солдата Первой ми­ровой войны.

2) Данная скульптура находится в Берлине.

3) Автором скульптуры является И. Д. Шадр.

4) Скульптура является частью мемориала, в котором захоронены советские воины.

5) Скульптура была создана в годы правления Л. И.Брежнева.

Ответ:

19. Какое из сооружений, представленных ниже, было по­строено в годы руководства страной государственного деятеля, при котором была создана скульптура, изо­браженная в предыдущем задании? В ответе запишите цифру, под которой указано это сооружение.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответст­вии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а за­тем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разбор­чиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу исто­рии соответствующего периода.

Из речи В. М. Молотова на февральско-мартовском Пленуме
ЦК КПСС

«Товарищи, то, что мы здесь обсуждаем уже второй раз на пленуме ЦК за последние два-три месяца вопрос о Бухарине и Рыкове, является одним из доказательств того величайшего терпения в отношении людей, которые к на­шей партии давно уже повернулись боком, вернее, спиной. За все время борьбы против ошибок тт. Бухарина и Рыкова мы помнили об их заслугах, о том, что они имели и хоро­шие дела в прошлом, и все делали для того, чтобы выпра­вить их линию, выправить их поведение, дать им возмож­ность выйти на общую дорогу. Но если посмотреть на то, как они себя здесь вели и ведут до сих пор, как они здесь выступают, как они относятся к Центральному Комитету партии и ко всей нашей партии, то для каждого из нас, объ­ективно смотрящего на дело, ясно, что это не разоружив­шиеся враги <...>

О Бухарине. Что такое Бухарин для нашей партии мы все знаем достаточно хорошо. Мы знаем, что он немало на­писал статей, немало выступал с докладами, сказал немало речей, но мы знаем, что в течение всего периода, как его партия знает, он время от времени возобновлял борьбу про­тив партии. Во время войны это был человек, который вел открытую борьбу против Ленина по коренным вопросам, об отношении к государству. Я помню в нелегальное время, в 1916 г., письмо Ленина, которое мы читали в Питере, члены бюро ЦК, — не знаю опубликовано ли оно, — где Ленин предупреждал нас о том, что у меня с Бухариным разногла­сия по вопросу о государстве: он стоит на анархистской по­зиции разрушения государства и отрицания государства, я стою за то, что государство, как переходная форма борьбы рабочего класса за полное освобождение и за полное торже­ство коммунизма, необходимо в виде диктатуры пролета­риата <...>

Бухарин в период Бреста — ярый враг нашей партии, сторонник того, что можно сдать диктатуру рабочего класса, и [он] оказывается, по выражению Ленина, не большевиком, а шляхтичем, т. е. мелкобуржуазным героем, который ду­мает не об интересах партии и революции, а о том, чтобы не отстать от мелкобуржуазных масс, от всей этой левоэсеров­ской братии, которая была против Бреста <...>

И мы как будто в одной семье сидим, боремся против Зиновьева и Троцкого, громим троцкистов и зиновьевцев…

Но все же оказывается, Бухарин, находясь в нашей компа­нии, имеет камень за пазухой. Он, видите ли, имеет свои кадры молодежи, организует свои кадры. И не так просто. Он подумал не только о себе, он подумал и кое-что намек­нул Томскому. Томский заводит свои кадры. Кое-что Рыко­ву намекает, Рыков своих людей заводит <...>

Он преподавал исподтишка эту мысль, на этом воспи­тывал свою группу молодежи, что нужно не теперешнего типа монолитную партию иметь, а партию типа лейборист­ской партии, где свободно борются течения, группы, фрак­ции и где можно действительно красоваться в виде идеолога с любой кучей идей, с любыми сплетениями принципов <...>

Я не буду теперь говорить о том, что такое был правый уклон. Вы все это знаете великолепно. Знаете, что это была линия против социалистической индустриализации, против коллективизации сельского хозяйства, это была линия на буржуазно-демократический уклон, на сдачу позиций со­циализма в пользу кулака и капитализма… На власть бур­жуазии и на реставрацию капитализма. Это партией было достаточно разоблачено. И в 1930 г. Бухарин, Рыков, Том­ский сделали соответствующее заявление о признании своих ошибок. Но теперь, как мы видим, признание этих ошибок было сделано только для прикрытия своей дальнейшей борьбы против партии…»

20. Укажите год проведения Пленума, на котором прозву­чала данная речь. Какую государственную должность занимал автор данной речи в период 1939-1949, 1953- 1956 гг.? Укажите название договора между СССР и Германией 1939 г., в подписании которого участвовал автор данной речи.

21. Какие обвинения выдвигает Молотов против Бухари­на? Укажите любые три пункта.

22. В тексте есть упоминание о внутрипартийной борьбе периода мирных переговоров с Германией в Брест — Литовске. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух точек зрения внутри партии при обсуж­дении германских условий мира.

23. Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и исследователей по­лучил прозвище Тишайший. Однако время его правле­ния принято называть «бунташным» веком. Приведите не менее трех доказательств того, что век, в котором жил Алексей Михайлович, действительно был «бун­ташным».

24. В Исторической науке существуют дискуссионные про­блемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в историче­ской науке.

«Индустриализация в СССР оказала положительное влияние на его дальнейшую историю».

Используя исторические знания, приведите два аргу­мента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опроверг­нуть её. При изложении аргументов обязательно ис­пользуйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

3) …

4) …

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237-1480 гг.;

2) 1796-1801 гг.;

3) 1953-1964 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процес­сов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явле­ниями, процессами), и, используя знание историче­ских фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных свя­зей, существовавших между событиями (явления­ми, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, поня­тия, относящиеся к данному периоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *