Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала…

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соот­ветствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в блан­ке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите Цифры, Которыми обозначены исторические события, в правильной по­следовательности в таблицу.

1) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега

2) убийство князей Бориса и Глеба

3) Ледовое побоище

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

А)

Манифест о вольности дворянской

D

1605 г.

Б)

Чернобыльская катастрофа

2)

1223 г.

В)

Битва на реке Калке

3)

1762 г.

Г)

Начало царствования Романовых 4)

5)

6)

Запишите в таблицу выбранные цифры под

1613 г.

1785 г.

1986 г.

Соответст-

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

Вующими буквами.

А

Б

В

Г

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключе­нием одного, относятся к событиям (явлениям) XVIII в.

1) Коллегии; 2) губернии; 3) дворцовый переворот; 4) рекрутская повинность; 5) стахановское движение; 6) «бироновщина».

Найдите и запишите порядковый номер термина, отно­сящегося к другому историческому периоду.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Процесс, связанный с проникновением в культурную жизнь светских элементов и их последующим развитием.

Ответ: .

5. Установите соответствие между процессами (явления­ми, событиями) и фактами, относящимися к этим про­цессам (явлениям, событиям): к каждой позиции пер­вого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: фактыПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,
СОБЫТИЯ)

подпись: a) государственные пре- 1) образования петра i 2)
б) деятельность
п.а. столыпина 3)
b) правление алексея 4)
михайловича 5)
г) княжение ивана кали- 6) ты
подпись: победа на куликовом поле принятие соборного уложе ния
учреждение коллегий издание декрета о мире создание хуторов и отрубов подавление восстания в тве ри

подпись: вующимибуквами.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами истори­ческих источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подбе­рите по две соответствующие характеристики, обозна­ченные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Во время прекращения занятий Госу­дарственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Мини­стров представляет о ней Государю Им­ператору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановле­ния о выборах в Совет или Думу».

Б)

«…законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он

Был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наимено­вав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время об­разование, свойственное публичным ус­тановлениям» .

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был учреждён во время первой русской революции.

2) Законодательный орган, о котором идёт речь в до­кументе, просуществовал до 1919 г.

3) Данный документ является итогом разработки М. М. Сперанским проекта государственных реформ.

4) В орган управления, указанный в данном докумен­те, были проведены выборы по четырём куриям.

5) Автор этого документа впоследствии занимался также и составлением Свода законов Российской империи.

6) Данный документ учреждал в Российской империи республиканскую форму правления.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

ФРАГМЕНТ А

ФРАГМЕНТ Б

Ответ:

подпись: 7.Какие три из перечисленных событий (явлений) отно­сятся к периоду перестройки? Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) Демократизация средств массовой информации

2) Преобразование министерств в народные комисса­риаты

3) Первый выход человека из космического корабля в открытый космос

4) Вывод советских войск из Афганистана

5) Упразднение совнархозов

6) Образование Съезда народных депутатов СССР

8. Заполните пропуски в данных предложениях, исполь­зуя приведённый ниже список пропущенных элемен­тов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного эле­мента.

1) был дважды удостоен высшего полководческого ордена «Победа».

Б) был командующим Центральным фронтом во время Курской битвы.

8) был командующим Волховским фронтом, отличился в прорыве блокады Ленинграда в ходе операции «Искра».

Пропущенные элементы:

9) К. Е. Ворошилов

10) К. К. Рокоссовский

11) Г. К. Жуков

12) Ф. С. Октябрьский

13) К. А. Мерецков

14) Л. З. Мехлис

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами

А

Б

В

9. подпись: государственные
деятели
1) сильвестр
2) павел i
3) а.м. горчаков
4) княгиня ольга
5) алексей михайлович
6) с.ю. витте
Установите соответствие между историческими собы­тиями и историческими деятелями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

A) написание «Домостроя»

Б) упорядочение сбора дани, уста­новление погостов и уроков

B) Манифест о трёхдневной барщи­не

Г) заключение Портсмутского ми­ра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника со­бытий и назовите литератора, фамилия которого про­пущена в тексте.

«Я должен высказать своё мнение о «Докторе Живаго». После публикации книги за рубежом её у нас раскритиковали. Обстановку, в которой это делалось, нельзя назвать нормаль­ной. Сама критика выглядела какой-то волевой акцией, адми­нистративным окриком в адрес автора, без какого-либо серьёз­ного обсуждения романа, без выяснения мнения читателей…

Моё мнение, «Доктор Живаго» — не лучшее произведе­ние … Я не считаю этот роман безупречным, хотя не берусь судить о его художественных достоинствах и недостатках. Однако совершенно неоправданной была попытка отрубить этого большого художника слова от коллектива советских писателей и применить в отношении его тактику остракиз­ма».

Ответ: .

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя пред­ставленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник(-и)

Оборона Севастопо­ля

____________ (А)

В. А. Корнилов, П. С. Нахимов

Бородинское сражение

____________ (Б)

____________ (В)

Событие

Дата

Участник(-и)

____________ (Г)

1877 г.

М. Д. Скобелев, Э. И. Тотлебен, Осман-паша

Цусимское сражение

____________ (Д)

___________ _(Е)

Пропущенные элементы:

1) П. А. Румянцев, А. В. Суворов

2) 1854-1855 гг.

3) осада Плевны

4) З. П. Рожественский, X. Того

5) взятие Измаила

6) 1812 г.

7) 1799 г.

8) П. И. Багратион, Н. Н. Раевский

9) 1905 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Быть может, императрица Александра Феодоровна полагала, что сепаратный мир с Германией был более выго­ден для России, чем дальнейшее участие в союзе с Антан­той, но фактически это установлено не было. Тем менее можно говорить об «измене» русскому делу императора Ни­колая II…

А между тем совершенно ясно, что вся внутренняя по­литика, которой неуклонно держалось императорское пра­вительство с начала войны, неизбежно и методично вела к революции, к смуте в умах граждан, к полной государст­венно-хозяйственной разрухе.

Довольно припомнить министерскую чехарду. C осени 1915 года по осень 1916 года было пять министров внутренних дел: князя Щербатова сменил А. Н. Хвостов, его сменил Мака­ров, Макарова — Хвостов-старший и последнего — Протопопов. На долю каждого из этих министров пришлось около двух с половиной месяцев управления. Можно ли говорить при таком положении о серьёзной внутренней политике? За это время бы­ло три военных министра: Поливанов, Шувалов, Беляев. Мини­стров земледелия сменилось четыре: Кривошеин, Наумов, граф А. Бобринский и Риттих. Правильная работа главных отраслей государственного хозяйства, связанного с войной, неуклонно потрясалась постоянными переменами. Очевидно, никакого толка произойти от этого не могло; получался сумбур, противо­речивые распоряжения, общая растерянность, не было твёрдой воли, упорства, решимости и одной определённой линии к по­беде.

Народ это наблюдал, видел и переживал, народная со­весть смущалась, и в мыслях простых людей зарождалось такое логическое построение: идёт война, нашего брата, сол­дата, не жалеют, убивают нас тысячами, а кругом во всём беспорядок, благодаря неумению и нерадению министров и генералов, которые над нами распоряжаются и которых ста­вит царь».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указа­ны.

1) Описываемые события происходили в период Вто­рой мировой войны.

2) Участниками войны, о которой говорится в отрыв­ке, были будущие маршалы Советского Союза С. М. Будённый, Б. М. Шапошников, А. М. Василевский.

3) Правительство, о котором идёт речь в отрывке, на­зывалось Временным.

4) К событиям войны, о которой ведётся речь, относится Восточно-Прусская операция, завершившаяся пора­жением русских войск.

5) Автор выражения «министерская чехарда», извест­ный черносотенец В. М. Пуришкевич, принял лич­ное участие в убийстве Г. Е. Распутина.

6) Участниками войны, о которой говорится в отрыв­ке, были генералы М. Д. Скобелев и Ф. Ф. Радецкий.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Напишите имя императора, правившего в России в пе­риод, когда произошла данная война.

Ответ: .

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: .

15. Укажите обозначенное на схеме название предместья, где в 1878 г. был подписан мирный договор.

Ответ: .

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначен­ным на схеме, являются верными? Выберите три суж­дения из шести предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) В ходе данной войны активно действовал русский Черноморский флот.

2) Важную роль в войне сыграло болгарское ополчение, которым командовал генерал Н. Г. Столетов.

3) В боях на Шипкинском перевале туркам удалось нанести поражение русским войскам.

4) Одним из ключевых событий данной войны стал переход русской армии через Балканы, состояв­шийся в условиях зимы.

5) Итоги войны были пересмотрены на Берлинском кон­грессе 1878 г.

6) Война началась и завершилась в зимнее время.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и краткой характеристикой их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ
КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

подпись: a) афанасий ники-1) тин
б) н.и. новиков 2)
b) в.в. меньшов
г) протопоп авва-3) кум
4)
5)
6)

Его фильм «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар».

Написание «Слова о Законе и Благо­дати ».

Издание произведений древнерус­ской литературы, журнально­публицистическая деятельность.

Полемическая направленность его произведений выражается в критике реформ Никона.

Участник художественных выставок, входил в группу «Синий всадник».

Автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

подпись: 18.подпись: 19.

Какие суждения о скульптурной композиции, изображён­ной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.

1) Композиция создана в середине XVIII в.

2) Стиль, в котором исполнена композиция, — поздний

Классицизм.

3) Композиция украшает собой один из московских мостов.

4) Автором композиции является скульптор П. К. Клодт.

5) Композиция была утрачена в период Великой Оте­чественной войны.

Ответ:

Какой из памятников, представленных ниже, открыт в том же веке, когда была создана скульптурная компо­зиция? В ответе запишите цифру, которой этот памят­ник обозначен.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответст­вии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а за­тем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разбор­чиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу исто­рии соответствующего периода.

Из Декларации об образовании

Союза Советских Социалистических Республик

«…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнёт, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы брат­ского сотрудничества народов. <...>

Воля народов советских республик, собравшихся не­давно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистиче­ских Республик», служит надёжной порукой в том, что Со­юз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право сво­бодного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существую­щим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое со­юзное государство является достойным увенчанием зало­женных ещё в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудя­щихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.

Заявляя обо всём этом перед всем миром и торжест­венно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших своё выражение в конституциях уполномочив­ших нас социалистических советских республик, мы, деле­гаты этих республик, на основании данных нам полномо­чий, постановляем подписать договор об образовании «Сою­за Советских Социалистических Республик».

20. Укажите десятилетие, в котором состоялось провоз­глашение СССР. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда данное событие произошло. Укажите название партии, которую данный политический деятель воз­главлял.

21. На каких основах, обозначенных в тексте Декларации, был образован СССР? Укажите любые три основы.

22. Как завершилось существование СССР? Какие причи­ны привели к такому итогу? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин.

23. В удельный период в большинстве русских земель ис­чез вечевой порядок. Объясните, в чём состояли при­чины такого изменения (приведите три объяснения).

24. В исторической науке существуют дискуссионные про­блемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в историче­ской науке.

«Реформаторская деятельность Петра I осуществ­лялась бессистемно».

Используя исторические знания, приведите два аргу­мента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опроверг­нуть её. При изложении аргументов обязательно ис­пользуйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1547-1584 гг.;

2) 1801-1825 гг.;

3) 1964-1985 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процес­сов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явле­ниями, процессами), и, используя знание историче­ских фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных свя­зей, существовавших между событиями (явления­ми, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мне­ний историков, дайте одну историческую оценку зна­чимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *