Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите Цифры, Которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега
2) убийство князей Бориса и Глеба
3) Ледовое побоище
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) |
Манифест о вольности дворянской |
D |
1605 г. |
Б) |
Чернобыльская катастрофа |
2) |
1223 г. |
В) |
Битва на реке Калке |
3) |
1762 г. |
Г) |
Начало царствования Романовых 4) 5) 6) Запишите в таблицу выбранные цифры под |
1613 г. 1785 г. 1986 г. Соответст- |
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
Вующими буквами. |
А |
Б |
В |
Г |
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVIII в.
1) Коллегии; 2) губернии; 3) дворцовый переворот; 4) рекрутская повинность; 5) стахановское движение; 6) «бироновщина».
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идет речь.
Процесс, связанный с проникновением в культурную жизнь светских элементов и их последующим развитием.
Ответ: .
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,
СОБЫТИЯ)
![]() |
![]() |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу». |
Б) |
«…законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он |
Был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время образование, свойственное публичным установлениям» . |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был учреждён во время первой русской революции.
2) Законодательный орган, о котором идёт речь в документе, просуществовал до 1919 г.
3) Данный документ является итогом разработки М. М. Сперанским проекта государственных реформ.
4) В орган управления, указанный в данном документе, были проведены выборы по четырём куриям.
5) Автор этого документа впоследствии занимался также и составлением Свода законов Российской империи.
6) Данный документ учреждал в Российской империи республиканскую форму правления.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФРАГМЕНТ А |
ФРАГМЕНТ Б |
||
Ответ: |
Какие три из перечисленных событий (явлений) относятся к периоду перестройки? Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Демократизация средств массовой информации
2) Преобразование министерств в народные комиссариаты
3) Первый выход человека из космического корабля в открытый космос
4) Вывод советских войск из Афганистана
5) Упразднение совнархозов
6) Образование Съезда народных депутатов СССР
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
1) был дважды удостоен высшего полководческого ордена «Победа».
Б) был командующим Центральным фронтом во время Курской битвы.
8) был командующим Волховским фронтом, отличился в прорыве блокады Ленинграда в ходе операции «Искра».
Пропущенные элементы:
9) К. Е. Ворошилов
10) К. К. Рокоссовский
11) Г. К. Жуков
12) Ф. С. Октябрьский
13) К. А. Мерецков
14) Л. З. Мехлис
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
9. Установите соответствие между историческими событиями и историческими деятелями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
A) написание «Домостроя»
Б) упорядочение сбора дани, установление погостов и уроков
B) Манифест о трёхдневной барщине
Г) заключение Портсмутского мира
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите литератора, фамилия которого пропущена в тексте.
«Я должен высказать своё мнение о «Докторе Живаго». После публикации книги за рубежом её у нас раскритиковали. Обстановку, в которой это делалось, нельзя назвать нормальной. Сама критика выглядела какой-то волевой акцией, административным окриком в адрес автора, без какого-либо серьёзного обсуждения романа, без выяснения мнения читателей…
Моё мнение, «Доктор Живаго» — не лучшее произведение … Я не считаю этот роман безупречным, хотя не берусь судить о его художественных достоинствах и недостатках. Однако совершенно неоправданной была попытка отрубить этого большого художника слова от коллектива советских писателей и применить в отношении его тактику остракизма».
Ответ: .
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие |
Дата |
Участник(-и) |
Оборона Севастополя |
____________ (А) |
В. А. Корнилов, П. С. Нахимов |
Бородинское сражение |
____________ (Б)
|
____________ (В) |
Событие |
Дата |
Участник(-и) |
____________ (Г) |
1877 г. |
М. Д. Скобелев, Э. И. Тотлебен, Осман-паша |
Цусимское сражение |
____________ (Д) |
___________ _(Е) |
Пропущенные элементы:
1) П. А. Румянцев, А. В. Суворов
2) 1854-1855 гг.
3) осада Плевны
4) З. П. Рожественский, X. Того
5) взятие Измаила
6) 1812 г.
7) 1799 г.
8) П. И. Багратион, Н. Н. Раевский
9) 1905 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Быть может, императрица Александра Феодоровна полагала, что сепаратный мир с Германией был более выгоден для России, чем дальнейшее участие в союзе с Антантой, но фактически это установлено не было. Тем менее можно говорить об «измене» русскому делу императора Николая II…
А между тем совершенно ясно, что вся внутренняя политика, которой неуклонно держалось императорское правительство с начала войны, неизбежно и методично вела к революции, к смуте в умах граждан, к полной государственно-хозяйственной разрухе.
Довольно припомнить министерскую чехарду. C осени 1915 года по осень 1916 года было пять министров внутренних дел: князя Щербатова сменил А. Н. Хвостов, его сменил Макаров, Макарова — Хвостов-старший и последнего — Протопопов. На долю каждого из этих министров пришлось около двух с половиной месяцев управления. Можно ли говорить при таком положении о серьёзной внутренней политике? За это время было три военных министра: Поливанов, Шувалов, Беляев. Министров земледелия сменилось четыре: Кривошеин, Наумов, граф А. Бобринский и Риттих. Правильная работа главных отраслей государственного хозяйства, связанного с войной, неуклонно потрясалась постоянными переменами. Очевидно, никакого толка произойти от этого не могло; получался сумбур, противоречивые распоряжения, общая растерянность, не было твёрдой воли, упорства, решимости и одной определённой линии к победе.
Народ это наблюдал, видел и переживал, народная совесть смущалась, и в мыслях простых людей зарождалось такое логическое построение: идёт война, нашего брата, солдата, не жалеют, убивают нас тысячами, а кругом во всём беспорядок, благодаря неумению и нерадению министров и генералов, которые над нами распоряжаются и которых ставит царь».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Описываемые события происходили в период Второй мировой войны.
2) Участниками войны, о которой говорится в отрывке, были будущие маршалы Советского Союза С. М. Будённый, Б. М. Шапошников, А. М. Василевский.
3) Правительство, о котором идёт речь в отрывке, называлось Временным.
4) К событиям войны, о которой ведётся речь, относится Восточно-Прусская операция, завершившаяся поражением русских войск.
5) Автор выражения «министерская чехарда», известный черносотенец В. М. Пуришкевич, принял личное участие в убийстве Г. Е. Распутина.
6) Участниками войны, о которой говорится в отрывке, были генералы М. Д. Скобелев и Ф. Ф. Радецкий.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Напишите имя императора, правившего в России в период, когда произошла данная война.
Ответ: .
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: .
15. Укажите обозначенное на схеме название предместья, где в 1878 г. был подписан мирный договор.
Ответ: .
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) В ходе данной войны активно действовал русский Черноморский флот.
2) Важную роль в войне сыграло болгарское ополчение, которым командовал генерал Н. Г. Столетов.
3) В боях на Шипкинском перевале туркам удалось нанести поражение русским войскам.
4) Одним из ключевых событий данной войны стал переход русской армии через Балканы, состоявшийся в условиях зимы.
5) Итоги войны были пересмотрены на Берлинском конгрессе 1878 г.
6) Война началась и завершилась в зимнее время.
Ответ:
17. Установите соответствие между деятелями культуры и краткой характеристикой их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Его фильм «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар».
Написание «Слова о Законе и Благодати ».
Издание произведений древнерусской литературы, журнальнопублицистическая деятельность.
Полемическая направленность его произведений выражается в критике реформ Никона.
Участник художественных выставок, входил в группу «Синий всадник».
Автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
![]() |
Какие суждения о скульптурной композиции, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Композиция создана в середине XVIII в.
2) Стиль, в котором исполнена композиция, — поздний
Классицизм.
3) Композиция украшает собой один из московских мостов.
4) Автором композиции является скульптор П. К. Клодт.
5) Композиция была утрачена в период Великой Отечественной войны.
Ответ:
Какой из памятников, представленных ниже, открыт в том же веке, когда была создана скульптурная композиция? В ответе запишите цифру, которой этот памятник обозначен.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из Декларации об образовании
Союза Советских Социалистических Республик
«…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнёт, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. <...>
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надёжной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных ещё в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.
Заявляя обо всём этом перед всем миром и торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших своё выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик».
20. Укажите десятилетие, в котором состоялось провозглашение СССР. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда данное событие произошло. Укажите название партии, которую данный политический деятель возглавлял.
21. На каких основах, обозначенных в тексте Декларации, был образован СССР? Укажите любые три основы.
22. Как завершилось существование СССР? Какие причины привели к такому итогу? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин.
23. В удельный период в большинстве русских земель исчез вечевой порядок. Объясните, в чём состояли причины такого изменения (приведите три объяснения).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформаторская деятельность Петра I осуществлялась бессистемно».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547-1584 гг.;
2) 1801-1825 гг.;
3) 1964-1985 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.