Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 81. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент

Часть 1

81. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Ответ: роман-эпопея

Понимание особенностей жанра произведения сви­детельствует о понимании сути произведения, его идейно-художественного своеобразия. Если мы осознаём замысел романа Л. Н. Толстого (в предре — форменное время донести до читателя «мысль на­родную»), то для нас не является проблемой опре­делить жанр: роман-эпопея, т. е. произведение, изображающее жизнь народа в переломный исто­рический момент.

82. Образу какого героя, кумира князя Андрея, проти­вопоставлен в этом эпизоде образ капитана Тушина?

Ответ: Наполеону.

Ответ на этот вопрос требует от вас знания содержа­ния произведения, его ведущих идей, в особенности связанных с образом князя Андрея. Анализируя эпизод, вспомните, что именно после встречи с ка­питаном Тушиным начали меняться взгляды князя Андрея на подвиг и героизм. Так уж не похож был обыденный, такой невоенный капитан Тушин на блестящего победителя Наполеона — кумира князя Андрея.

83. Какое сражение изображено в данном фрагменте?

Ответ: Шенграбенское.

Отвечая на вопрос, вспомните, что в романе изо­бражены две войны: 1805-1807 годов и 1812 года, и два ведущих сражения: Шенграбенское и Боро­динское. Во фрагменте есть отдельные детали, ука­зывающие на то, что это именно первое из упомя­нутых сражений: князь Андрей еще молод, он связан с Багратионом. В войне 1812 года он уже будет адъютантом Кутузова.

84. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в эпизоде, и их портретными характеристиками, данными в рома­не. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. От­вет запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖ ПОРТРЕТ

А)

Князь

1) «…робким и неловким дви­

Багратион

Жением, совсем не так, как

Б)

Капитан

Салютуют военные, а так,

Тушин

Как благословляют священ­

В)

Князь

Ники, приложив три пальца

Андрей

К козырьку, подошел к гене-

Ралу…»

2) «…невысокий, с восточным типом твердого и неподвиж­ного лица, сухой, еще не ста­рый человек»

3) «…в придворном, шитом мун­дире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выра­жением плоского лица…»

4) «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами…»

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А

Б

В

2

1

4

Ответ:

Ответ на этот вопрос предполагает хорошее знание текста романа, т. к. характеры героев раскрываются на протяжении всего действия. Особое внимание следует обратить на образы Тушина и Багратиона. Это второстепенные герои. Они не занимают в рома­не значительного места, хотя играют важную роль в раскрытии идейного содержания и авторской пози­ции. Детали, характеризующие подобных героев, не повторяются на протяжении текста романа, поэтому их следует выделить при чтении и запомнить.

85. Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого подчеркивается искренность и открытость солдат.

Ответ: дети

Для ответа на вопрос надо знать, что сравнение — это художественный прием, основанный на уподоб­лении сходных явлений (предметов, признаков), выраженное при помощи слов Точно, будто, слов­но, как, что, как будто и др.

86. Как в литературоведении называется монолог, ко­торый герой произносит «про себя» и который ха­рактеризует его состояние («Ну-ка, наша Матвев — на», «Ишь задышала опять, задышала»)?

Ответ: внутренний

Надо вспомнить, что внутренний монолог — это одно из средств изображения психологического со­стояния героя, воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесен­ной вслух.

87. Как называется средство художественной изобрази­тельности, основанное на использовании большого числа синонимов («Из-за оглушающих со всех сто­рон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, рас­красневшейся, торопящейся около орудий прислу­ги, из-за вида крови людей и лошадей…»)?

Ответ: градация

Вспомним, что благодаря использованию этого приема происходит нарастание интонации и усили­вается эмоциональность речи.

Cl. Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии данной темы?

Необходимо выразить мысль о том, что главная те­ма этого эпизода — истинный героизм, героизм, лишенный напускного величия, героизм не ради славы и наград. Нельзя перепутать с темой патрио­тизма. В войне 1805-1807 гг. о патриотизме речь не идет, русские солдаты не защищают свою роди­ну. Именно капитан Тушин является воплощением человека-героя, не думающего о подвиге: «Вследст­вие этого страшного гула, шума, потребности вни­мания и деятельности Тушин не испытывал ни ма­лейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё весе­лее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знако­мым, родственным местом».

С2. Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном фрагменте и в каких произведени­ях русской классики затрагиваются эти же вопросы?

Можно перечислить темы «маленького человека» (Гоголь, Пушкин, Достоевский), роли народа в истории (Некрасов), жизни и смерти (Пушкин, Лермонтов).

Часть 2

88. Назовите модернистское поэтическое течение нача­ла XX века, одним из ярких представителей кото­рого являлся В. В. Маяковский.

Ответ: футуризм.

Вопрос не должен вызвать затруднений у тех, кто хорошо знает основные направления поэзии сереб­ряного века, т. к. Маяковский — самый яркий (и единственный подробно рассматриваемый на уро­ках литературы) представитель футуризма.

89. Какому поэтическому жанру близко стихотворение Маяковского?

Ответ: послание.

Вспомните, что послание — это жанр лирики, представляющий собой обращение к близкому че­ловеку и раскрывающий, как правило, личные (не социальные) проблемы. Послание содержит обычно призыв, просьбу, пожелание.

BlO. Стремясь придать звучанию стихотворения особую выразительность, Маяковский использует повтор одинаково звучащих согласных звуков (например: «…сломанная дрожью рука в рукав»). Как в лите­ратуроведении называется этот поэтический прием?

Ответ: аллитерация

Вспомните, что этот вид звукописи часто использу­ется в поэтической речи, иногда он помогает почти физически ощутить описываемые в стихотворении звуки.

Bll. Из приведённого ниже перечня выберите три на­звания художественных средств и приёмов, исполь­зованных поэтом в заключительных строках данно-

подпись: b12.подпись: c3.Го стихотворения — начиная со слов «Завтра забу­дешь…» (цифры укажите в порядке возрастания).

1) сарказм

2) инверсия

3) литота

4) эпитет

5) метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу и пе­ренесите в бланк ответов № 1.

Ответ: | 2 | 4 | 5 ~|

2 («Слов моих сухие листья ли заставят остано­виться, жадно дыша…» — ср. «Сухие листья моих слов заставят ли остановиться, жадно дыша…»);

4 («душу цветущую», «суетных дней», «взмет — ненный карнавал», «последней нежностью»);

5 («душу любовью выжег», «тебя короновал», «карнавал дней», «сухие листья слов», «неж­ностью выстелить шаг»).

Как называются слова, созданные автором произве­дения и не вошедшие в состав общеупотребитель­ной лексики («крученыховском», «опожареном», «выреветь»?

Ответ: неологизм.

Этот прием очень характерен для лирики Маяков­ского. Ему, футуристу, очень важно было «изобрес­ти» новый язык, адекватно отражающий новую действительность, а также самобытность личности поэта и его мировоззрения. Не случайно Маяков­ский писал: «Улица корчится безъязыкая — ей не­чем кричать и разговаривать…».

Как различные поэтические приемы помогают соз­дать образ лирического героя этого стихотворения?

Обобщите результаты проведенного анализа текста: метафоры и эпитеты передают ранимость, неорди­нарность лирического героя, его своеобразный взгляд на мир, обостренную чувственность. Наличие риторических вопросов — его образ «горлана», об­ращающегося ко всему человечеству. Аллитерация и особый ритм стихотворения — умение воспринимать мир во всей его многогранности (ритмов и звуков).

С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяков­ского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Напишите о том, что новаторство Маяковского проявилось и в содержании стихотворения (не сча­стье любви и не горечь расставания, а предчувствие предстоящей разлуки; любовь, имеющая вселен­ский масштаб), и в его форме (ритм, метафорич­ность, неологизмы). Предшественниками Маяков­ского можно назвать Пушкина и особенно Лермонтова (противоречивость, неординарность ли­рического героя; отсутствие изображения гармонии в любви).

Часть 3

С5.2. Почему активный и целеустремленный Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Отвечая на этот вопрос, проанализируйте образы героев. Особенно важны в данном случае их пре­дыстории, раскрывающие неоднозначность харак­теров. Штольц унаследовал от отца-немца актив­ность и прагматичность, а от русской матери — душевность и потребность в человеческом тепле. Обломов вырос в атмосфере не только лени, празд­ности и безделья, но любви и душевности.

А теперь можно давать конкретный ответ на во­прос. Поставленный вопрос начинается с «почему», значит, ответить надо: «потому, что…»

Штольц дружит с Обломовым, потому что нуждает­ся в том, чем сам обладает в недостаточной степе­ни: в мягкости, душевности, наивности, честности перед собой. Только так он может обрести жизнен­ную гармонию. Потому-то он терпеливо возится С «бесполезным» Обломовым. Потому он усыновил ребенка Обломова (которого тот, кстати, назвал Андреем в честь Штольца).

В этой дружбе отражена авторская позиция, автор­ский идеал. Не Штольц и не Обломов идеальные герои. Человеческий идеал, по мысли Гончарова, в слиянии их лучших качеств. Которыми (кто зна­ет!), возможно, будет обладать сын Обломова, вос­питанный Штольцем.

Если в ответе на вопрос вы будете исходить из ана­лиза текста, образов героев (как показано выше), а не опираться только на житейские воззрения и соб­ственные домыслы, в вашем ответе неизбежно поя­вятся литературоведческие понятия, наличие кото­рых является обязательным условием высокой оценки вашей работы.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 2

Bl

Комедия

В2

Чацкий

ВЗ

4, 3, 1

В4

Строфа

В5

Монолог

В6

Говорящие

В7

Внесценический

В8

Реализм

В9

Пейзажная

BlO

Хорей

Bll

2, 4, 5

В12

Перекрестная

ВАРИАНТ 3

 

Bl

Княжна Мери

 

В2

Ирония

 

ВЗ

4, 1, 2

 

В4

Пейзаж

 

В5

Олицетворение

 

В6

Сравнение

 

В7

Метафора

 

В8

Пейзажная

 

В9

Парная / параллельная

 

BlO

Звукопись

 

Bll

1, 4, 5

 

В12

Ямб

 

ВАРИАНТ 4

 

Bl

Эпос

 

В2

Маленький человек

 

ВЗ

2, 4, 1

 

В4

Эпитет

 

В5

Ирония

 

В6

Повтор

 

В7

Предыстория

 

В8

Акмеизм

 

В9

Гипербола

 

BlO

Звукопись / ассонанс

 

Bll

1, 4, 5

 

В12

Ямб

 

ВАРИАНТ 5

 

Bl

Эпос

 

В2

Нигилизм

 

ВЗ

Внутренний

 

В4

3, 1, 4

 

В5

Эпитет

 

В6

Метафора

 

В7

Повтор

 

В8

Пейзажная

 

В9

Повтор

 

BlO

Эпитет

 

Bll

1, 2, 4

 

В12

Инверсия

 

ВАРИАНТ 6

Bl

Реализм

B2

Драма

ВЗ

2, 4, 1

В4

Монолог

В5

Диалог

В6

Ремарки

В7

Конфликт

В8

Имажинизм

В9

Инверсия

BlO

Метафора

Bll

3, 4, 5

В12

Опоясывающая / кольцевая

ВАРИАНТ 7

 

Bl

Эпос

 

В2

Белогорская кре­пость

 

ВЗ

18

 

В4

2, 4, 1

 

В5

Автобиография / мемуары / дневник

 

В6

Диалог

 

В7

Эпитет

 

В8

Есенин

 

В9

Элегия

 

BlO

Мужская

 

Bll

1, 4, 5

 

В12

Хорей

 

ВАРИАНТ 8

Bl

Драма

В2

Ночлежка

ВЗ

Хозяйка

В4

2, 1, 3

В5

Афоризм

В6

Говорящие

В7

Ремарка

В8

Философская

В9

Олицетворение

BlO

Анафора

Bll

2, 4, 5

В12

Хорей

ВАРИАНТ 9

 

Bl

Эпос

 

В2

Легенда о JIappe

 

ВЗ

Портрет

 

В4

1, 3, 2

 

В5

Метафора

 

В6

Олицетворение

 

В7

Сравнение

 

В8

Любовная / интимная

 

В9

Старославянизмы / устаревшие

 

BlO

Риторическое вос­клицание

 

Bll

1, 2, 4

 

В12

Ямб

 

ВАРИАНТ 10

Bl

Роман

B2

Петербург

ВЗ

Убийство

В4

Экспозиция

В5

Пейзаж

В6

СО со

В7

Эпитет

В8

Пейзажная

В9

Сравнение

BlO

Аллитерация / звукопись

Bll

2, 4, 5

В12 1

Олицетворение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *