1.
|
На рисунке показано, как установилась магнитная стрелка между полюсами двух одинаковых магнитов. Укажите
Щённые к стрелке.
1) 1 — S, 2 — N
2) 1 — А, 2 — N
2. На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
1) 1 — северному полюсу; 2 — южному
2) 1 — южному; 2 — северному полюсу
3) и 1, и 2 — северному полюсу
4) и 1, и 2 — южному полюсу
3. При прохождении электрического тока по проводнику магнитная стрелка, находящаяся рядом, расположена перпендикулярно проводнику. При изменении направления тока на противоположное. Стрелка
1) повернётся на 90°
2) повернётся на 180°
3) повернётся на 90° или на 180°
В зависимости от значения силы тока
4) не изменит свое положение
4. Проводник, по которому протекает электрический ток, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). Расположение какой из магнитных стрелок, взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно?
1)1 3) 3
2) 2 4) 4
5. Из проводника сделали кольцо и по нему пустили электрический ток. Ток направлен против часовой стрелки (см. рисунок).
Как направлен вектор магнитной индукции в центре кольца?
1) вправо
2) влево
6. По катушке идёт электрический ток, направление которого показано на рисунке. При этом на концах железного сердечника катушки
1) Образуются магнитные полюса — на конце 1 — северный полюс, на конце 2 — южный
2) Образуются магнитные полюса — на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — северный
3) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — отрицательный заряд, на конце 2 — положительный
4) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — положительный заряд, на конце 2 — отрицательный
Два параллельно расположенных проводника подключили параллельно к источнику тока.
Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке
![]() |
|
В
<8>I
1) вправо —> 2) влево <— 3) вверх T 4) вниз 4-
9. Сила, действующая на проводник с током, который находится в магнитном поле между полюсами магнита, направлена
I n I Θ I s I
1) вверх T 2) вниз 4- 3) направо —> 4) налево <—
10. На рисунке изображён проводник с током, помещённый в магнитное поле. Стрелка * * В
Указывает направление тока в проводнике. * I * Вектор магнитной индукции направлен пер — * β пендикулярно плоскости рисунка к нам. Как направлена сила, действующая на проводник с током?
1) вверх T 3) вниз J.
2) вправо → 4)влево <—
11. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.
1) Вокруг неподвижных зарядов существует магнитное поле.
2) Вокруг неподвижных зарядов существует электростатическое поле.
3) Если разрезать магнит на две части, то у одной части будет только северный полюс, а у другой — только южный.
4) Магнитное поле существует вокруг движущихся зарядов.
5) Магнитная стрелка, находящаяся около проводника с током, всегда поворачивается вокруг своей оси.
12. Электрическая схема содержит источник тока, проводник АВ, ключ и реостат. Проводник ABПомещён между полюсами постоянного магнита (см. рисунок).
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня Два верных утверждения. Укажите их номера.
1) При перемещении ползунка реостата влево сила Ампера, действующая на проводник АВ, увеличится.
2) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.
3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки В к точке А.
4) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника ABНаправлены вертикально вниз.
5) Электрический ток, протекающий в проводнике АВ, создаёт однородное магнитное поле.
Часть 2
13. Участок проводника длиной 0,1 м находится в магнитном поле индукцией 50 мТл. Сила тока, протекающего по проводнику, 10 А. Какую работу совершает сила ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электромагнитные колебания и волны
1. Явление электромагнитной индукции было открыто английским ученым Майклом Фарадеем. Если соединить катушку с гальванометром и внести в катушку полосовой магнит северным полюсом, то стрелка гальванометра отклонится, что свидетельствует о существовании в катушке электрического тока. Когда магнит остановится в катушке, то ток прекратится (рис. 95). При выдвижении магнита
Рис. 95 из катушки в ней вновь появится электрический ток, но он будет иметь противоположное направление. Причиной возникновения электрического тока в катушке, является изменение магнитного поля, пронизывающего эту катушку, которое происходит при движении магнита.
Возможны различные способы изменения магнитного поля, пронизывающего контур проводника. Можно, например, перемещать не магнит, а катушку, т. е. надевать её на магнит. При этом также возникнет индукционный ток. Можно в большую катушку вставить малую катушку. Большую катушку соединить с гальванометром, а малую — с источником постоянного тока. При замыкании и размыкании цепи малой катушки можно наблюдать отклонение стрелки гальванометра. Таким образом, при любом изменении магнитного поля пронизывающего замкнутый проводник, в нём возникает индукционный ток.
Эти и другие опыты показывают, что ток появляется только при изменении магнитного поля, пронизывающего замкнутый проводник.
Явление возникновения тока в замкнутом проводнике при изменении магнитного поля, пронизывающего контур проводника, называется электромагнитной индукций. Ток, возникающий в этом случае в цепи, называют Индукционным током.
Таким образом, Направление индукционного тока в катушке зависит от направления движения магнита.
2. Направление индукционного тока зависит от того, каким полюсом вносят магнит в катушку или выносят из нее, т. е. от направления магнитного поля. Если вносить магнит в катушку не северным полюсом, как это делалось в опыте, описанном выше, а южным полюсом, то стрелка гальванометра отклонится в сторону, противоположную той, в которую она отклонялась при внесении магнита северным полюсом. Направление индукционного тока будет разным в зависимости от того, вносят магнит в катушку или выносят его из катушки. Таким образом, направление индукционного тока зависит от направления движения магнита относительно катушки.
Вносить магнит в катушку можно быстрее и медленнее. Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что сила индукционного тока зависит от скорости движения магнита, т. е. от скорости изменения магнитного поля. Сила индукционного тока тем больше, чем больше скорость изменения магнитного поля, пронизывающего контур проводника.
Если в самом проводнике изменяется сила тока, то вокруг проводника существует переменное магнитное поле. Это поле порождает в проводнике индукционный ток, который называется Током самоиндукции, А явление возникновения такого тока — Явлением самоиндукции.
Значение открытия явления магнитной индукции заключается в том, что в этом явлении наглядно наблюдается связь электрических и магнитных являений, электрического и магнитного полей, что позволяет говорить о существовании Единого электромагнитного поля.
3. Явление электромагнитной индукции лежит в основе работы генератора электрического тока — устройства, которое служит источником электрического тока и в котором происходит преобразование механической энергии в электрическую. Основными частями генератора являются магнит и расположенная между его полюсами насаженная на вал рамка.
Рамка приводится во вращение, пронизывающее её магнитное поле изменяется, и в катушке возникает индукционный ток. Этот ток снимается с рамки с помощью устройства, называемого коллектором, представляющим собой два полукольца, каждое из которых присоединяется к различным концам рамки, и щёток, касающихся колец. Промышленные генераторы имеют более сложное устройство, но все они состоят из вращающейся части (ротора), обычно в промышленном генераторе это электромагнит, создающий вращающееся магнитное поле, и неподвижной части (статора) — обмотки, в которой индуцируется электрический ток.
4. Максвеллом было теоретически показано, а Герцем экспериментально доказано, что изменяющееся магнитное поле порождает переменное электрическое поле, в свою очередь переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле, т. е. в пространстве происходят изменения (колебания) характеристик электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания происходят в колебательной системе, называемой колебательным контуром. Колебательный контур — Это электрическая цепь, состоящая из конденсатора и катушки индуктивности (рис. 96).
Если зарядить конденсатор и_______________ /_______
Затем замкнуть его на катушку, J то по цепи пойдёт электрический Л ток. При этом конденсатор начнёт Lq
Разряжаться. Сначала сила тока в >О цепи будет увеличиваться, и поя — pζ вится ток самоиндукции, пре — Q~ пятствующий увеличению основного тока и направленный против рисgθ
Него. Через 1 /2часть периода конденсатор полностью разрядится, а сила тока в катушке станет максимальной. Затем сила тока начнет уменьшаться. Ток самоиндукции, который при этом возникнет, будет стремиться поддержать основной ток и будет направлен так же, как и он. Через 1 /4часть периода ток прекратится, и конденсатор перезарядится. Затем пойдет обратный процесс.
Таким образом, в колебательном контуре происходят электромагнитные колебания, т. е. периодические изменения заряда, силы тока, электрического и магнитного полей. Колебания, происходящие в колебательном контуре, благодаря начальному запасу энергии в конденсаторе называются свободными. В процессе колебаний энергия извне в контур не поступает.
Минимальный промежуток времени, через который процесс в колебательном контуре полностью повторяется, называется периодом (T)Электромагнитных колебаний. За период колебаний заряд на обкладках конденсатора изменяется от максимального значения до следующего максимального значения того же знака, или сила тока изменяется от максимального значения до следующего максимального значения при том же направлении тока.
Характеризуя электромагнитные колебания, часто говорят об их частоте. Частотой (v) колебаний называют число полных колебаний в одну секунду. Частота обратна периоду колебаний
Единицей частоты является 1 Гц. Частоту электромагнитных колебаний часто измеряют в килогерцах (1 кГц = = 1000 Гц) и в мегагерцах (1 МГц = 1 000 000 Гц).
5. Подобно тому как механические колебания распространяются в пространстве в виде механических волн, электромагнитные колебания распространяются в пространстве в виде электромагнитных волн. Многочисленные эксперименты показывают, что электрическое и магнитное поля взаимосвязаны. Если в какой-либо точке пространства возникает переменное электрическое поле, то в соседних точках оно возбуждает переменное магнитное поле, которое, в свою очередь, возбуждает переменное электрическое поле и т. д. Таким образом, можно говорить об электромагнитном поле. Это поле и распространяется в пространстве.
Электромагнитные волны распространяются в вакууме со скоростью 300 000 км/с. Они характеризуются определённой длиной волны λ. Длина волны — это расстояние, на которое перемещается электромагнитная волна за время, равное периоду колебаний (T). λ = СТ или λ = С/у, где С — скорость распространения электромагнитной волны, V — частота колебаний.
6. Электрически заряженные частицы могут колебаться с различной частотой. Соответственно, излучаемые при этом электромагнитные волны имеют разную длину волны. Поэтому диапазон частот электромагнитных волн очень широк: он лежит в пределах от 0 до IO22Гц, а длина волны — в пределах от 10^14м до бесконечности. По длине волны или по частоте электромагнитные волны можно разделить на восемь диапазонов. Обладая рядом общих свойств (интерференция, дифракция), волны разной частоты имеют и специфические свойства.
Часть 1
1. В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Направление индукционного тока зависит А. От скорости перемещения магнита.
Б. От того, каким полюсом вносят магнит в катушку.
Правильный ответ
1) только А 3) и А, и Б
2) только Б 4) ни А, ни Б
2. В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Сила индукционного тока зависит
А. от скорости перемещения магнита
Б. от того, каким полюсом вносят магнит в катушку
1)только А
2)только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
3. Постоянный магнит вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок).
Если выносить магнит из катушки с большей скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку
4. Две одинаковые катушки замкнуты на гальванометры. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В какой катушке гальванометр зафиксирует индукционный ток?
1) только в катушке А
2) только в катушке Б
3) в обеих катушках
4) ни в одной из катушек
5. В первом случае магнит вносят в сплошное эбонитовое кольцо, а во втором случае выносят из сплошного медного кольца (см. рисунок).
Индукционный ток
1) возникает только в эбонитовом кольце
2) возникает только в медном кольце
3) возникает в обоих кольцах
4) не возникает ни в одном из колец
6. Внутри катушки, соединённой с гальванометром, находится малая катушка, подключённая к источнику постоянного тока. В каком из перечисленных опытов гальванометр зафиксирует индукционный ток?
А. В малой катушке выключают электрический ток. Б. Малую катушку вынимают из большой.
1) только в опыте А
2) только в опыте Б
3) в обоих опытах
4) ни в одном из опытов
7. Внутри катушки, соединённой с гальванометром, находится малая катушка, подключённая к источнику тока. Первую секунду от начала эксперимента малая катушка неподвижна внутри большой катушки. Затем в течение следующей секунды её вынимают из большой катушки. Третью секунду малая катушка находится вне большой катушки. В течение четвертой секунды малую катушку вдвигают в большую. В какой(-ие) про — межуток(-ки) времени гальванометр зафиксирует появление индукционного тока?
1) только O-Ic
2) 1 с-2 с и 3 с-4 с
3) 0-1 с и 2 с-3 с
4)только 1 с—2 с
8. Внутри катушки, соединённой с гальванометром, находится малая катушка, подключённая к источнику тока. Оси катушек совпадают. Первую секунду от начала эксперимента малая катушка неподвижна внутри большой катушки. Затем в течение следующей секунды её вращают относительно вертикальной оси по часовой стрелке. Третью секунду малая катушка вновь остаётся в покое. В течение четвёртой секунды малую катушку вращают против часовой стрелки. В какие промежутки времени гальванометр зафиксирует появление индукционного тока в катушке?
1) индукционный ток может возникнуть в любой промежуток времени
2) индукционный ток возникнет в промежутках времени 1-2 с, 3-4 с
3) индукционный ток не возникнет ни в какой промежуток времени
4) индукционный ток возникнет в промежутках времени 0-1 с, 2-3 с
9. К электромагнитным волнам относятся:
А. Волны на поверхности воды.
Б. Радиоволны.
В. Световые волны.
Укажите правильный ответ.
1)только А
2)только Б
3)только В
4) Б и В
10. Какие из приведённых ниже формул могут быть использованы для определения скорости электромагнитной волны?
A. V = λv В. V = —
T
Б. V = — Г. И = XT
V
1) только А
2)только Б
3) А и В
4) В и Г
11. Установите соответствие между названием опыта (в левом столбце таблицы) и явлением, которое в этом опыте наблюдается (в правом столбце таблицы). В таблице под номером физической величины левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами элемента правого столбца.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света
1. В основе явления распространения света лежат три закона: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света и закон преломления света.
Закон прямолинейного распространения света: В однородной среде свет распространяется прямолинейно. Однородная среда — это среда, состоящая из одного и того же вещества, например, воздух, вода, стекло, масло и пр. Наблюдать прямолинейное распространение света можно в затемненной комнате, в которую через небольшое отверстие проникает луч света.
Следствием прямолинейного распространения света является то, что свет не проникает за экраны, ширмы и другие преграды. Однако если преграда очень мала, например, если это волос, тонкая нить и т. п., то за неё свет будет проникать, т. е. свет в определённых условиях свет отклоняется от прямолинейного распространения.
|
Прямолинейное распространение света объясняет образование тени от предметов. На рисунке 97 показано распространение света от точечного источника.
Точечный источник — Это такой источник, размеры которого малы по сравнению с расстоянием от него до наблюдателя. На рисунке видно, что на экране образуется чёткая тень предмета.
На рисунке 98 показано распространение света от протяжённого источника.
В этом случае на экране образуются область тени и область полутени. Тень — Область, в которую свет не попадает, в область полутени свет попадает от одной части источника света.
Зная, как образуется тень, можно объяснить солнечные и лунные затмения.
2. Если среда, в которой распространяется свет неоднородная, т. е. свет падает на границу раздела двух сред, то свет изменяет направление распространения. На границе раздела двух сред происходят три явления: отражение света от границы раздела сред, преломление и поглощение веществом (рис. 99).
На рисунке 99 АО — падающий луч, OB — отражённый луч, ОС — преломлённый луч; угол А между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела сред — угол падения луча, угол β между отражённым лучом и перпендикуляром к границе раздела сред — угол отражения, угол γ между преломлённым лучом и перпендикуляром к границе раздела сред — угол преломления.
При изменении угла падения изменяется угол отражения, но при этом отражение света подчиняется Закону отражения:
— угол отражения света равен углу падения (β = а), — лучи падающий и отражённый, а также перпендикуляр, восставленный к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости.
Из закона отражения света следует, что падающий и отражённый лучи обратимы.
|
Если свет отражается от гладкой поверхности, то отражение называется зеркальным. В этом случае, если на поверхность падают параллельные лучи, то отражённые лучи тоже будут параллельными (рис. 100).
Если параллельные лучи падают на шероховатую поверхность, то отражённые лучи будут направлены в разные стороны. Это отражение называют рассеянным или диффузным.
3. На рисунке 101 приведено построение изображения в плоском зеркале. Как показывают опыт и построение изображения предмета в плоском зеркале на основе закона отражения:
— плоское зеркало дает прямое изображение предмета;
—
|
изображение имеет те же размеры, что и предмет;
— расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до изображения.
Иными словами предмет и его изображение симметричны относительно зеркала.
Изображение предмета в плоском зеркале является мнимым.
Мнимое изображение — это такое изображение, которое формируется глазом. В точке S’собираются не сами лучи, а их продолжение, энергия в эту точку не поступает.
Эксперименты свидетельствуют о том, что при увеличении угла падения увеличивается угол преломления. Из опытов также следует, что соотношение углов падения и преломления зависит от оптической плотности среды.
Оптическая плотность среды характеризуется скоростью распространения света в ней. Чем больше скорость распространения света, тем меньше оптическая плотность среды. Так, оптическая плотность воздуха меньше, чем стекла, масла и пр., поскольку скорость света в этих средах меньше, чем в воздухе.
Явление преломления света подчиняется следующим закономерностям:
— если свет переходит из среды оптически менее плотной в среду оптически более плотную, то угол преломления меньше угла падения (γ < ct);
— если свет переходит из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную, то угол преломления больше угла падения (γ ><х);
— Лучи падающий и преломлённый, а также перпендикуляр, восставленный к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости.
При переходе света из одной среды в другую его интенсивность несколько уменьшается. Это связано с тем, что свет частично поглощается средой.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. На рисунке изображены точечный источник света L,Предмет К и экран, на котором получа — ют тень от предмета. При мере удаления предмета от источни — i ка света и приближения его к экрану (см. рисунок)
1) размеры тени будут уменьшаться
2) размеры тени будут увеличиваться
3) границы тени будут размываться
4) границы тени будут становиться более чёткими
2. Размеры изображения предмета в плоском зеркале
1) больше размеров предмета
2) равны размерам предмета
3) меньше размеров предмета
4) больше, равны или меньше размеров предмета в зависимости от расстояния между предметом и зеркалом
3. Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим лучом и отражённым увеличили на 30°. Угол между зеркалом и отражённым лучом
1) увеличился на 30°
2) увеличился на 15°
3) уменьшился на 30°
4) уменьшился на 15°
4. Какое из изображений — А, Б, В или Г — соответствует предмету MN, находящемуся перед зеркалом? [14][15]
5. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, приблизили к нему на 5 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?
1) увеличилось на 5 см
2) уменьшилось на 5 см
3) увеличилось на 10 см
4) уменьшилось на 10 см
6. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, удалили от него так, что расстояние между предметом и его изображением увеличилось в 2 раза. Во сколько раз увеличилось расстояние между предметом и зеркалом?
1) в 0,5 раза
2) в 2 раза
3)в 4 раза
4)в 8 раз
Чему равен угол падения луча на границе вода — воздух, если известно, что угол преломления равен углу падения?
1) 90° 3) 45°
2) 60° 4) 0°
Луч света переходит из стекла в воздух, преломляясь на границе раздела двух сред. Какое из направлений 1-4 соответствует преломлённому лучу?
D
2)
3)
4)
9. Свет распространяется из масла в воздух, преломляясь на границе раздела этих сред. На каком рисунке правильно представлены падающий и преломлённый лучи?
![]() |
10. Световой луч падает на границу раздела двух сред. Скорость света во второй среде [16]
1) равна скорости света в первой среде 2
2) больше скорости света в первой среде 3) меньше скорости света в первой среде 4) используя один луч, нельзя дать точный
11. Для каждого примера из первого столбца подберите соответствующее физическое явление из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
![]() |
![]() |
12. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу 1) угол преломления равен углу падения, если оптическая плотность двух граничащих сред одинакова 2) чем больше показатель преломления среды, тем больше скорость света в ней
3) полное внутреннее отражение происходит при переходе света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную
4) угол преломления всегда меньше угла падения
5) угол преломления всегда равен углу падения
Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы
Простых цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного голубого, синего, фиолетового.
Разложение света в спектр объясняется тем, что световые пучки по-разному преломляются призмой: лучи красного цвета преломляются слабее, а лучи фиолетового цвета сильнее. Зависимость угла преломления света в среде от цвета света (от длины световой волны) называется Диспер сией света.
Радуга — это спектр солнечного света. Он образуется при разложении белого света в каплях дождя, которые можно рассматривать как призмы.
2. На явлении преломления света основано получение изображения предмета с помощью линзы.
Линзой называют прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями, Ность может быть плоской.
Линза, у которой середина толще, чем края, является выпуклой, она собирает падающий на неё световой пучок и потому называется собирающей (рис. 102).
|
Линза, у которой края толще, чем середина, является вогнутой, она рассеивает падающий на неё световой пучок и потому называется рассеивающей (рис. 102).
|
Линию, проходящую через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называют Главной оптической осью (C1C2— рис. 103). Точку О называют Оптическим центром линзы.
Для построения изображения предмета в линзе достаточно знать ход двух лучей. Один из них — это луч, проходящий через оптический ходит, не преломляясь. Второй луч — луч, параллельный главной оптической оси линзы. Все лучи, параллельные главной оптической оси линзы, после преломления собираются в одной точке FНа оптической оси. Эта точка называется Главным фокусом линзы (рис. 104).
Главный фокус линзы F — точка, в которой после преломления собираются лучи, параллельные главной оптической оси.
Расстояние от оптического центра линзы до её фокуса называется Фокусным расстоянием. Линза имеет два фокуса: справа и слева от неё.
Если направить на рас — свивающую линзу пучок параллельных лучей, то F~после преломления этот пу-
————————— F———— — чок будет расходящимся
—*——— (рис. 104).
> Продолжения лучей со — берутся в точке, которую
Рис. 104 ,
Называют главным фокусом рассеивающей линзы. Этот фокус является Мнимым, В нём пересекаются не сами лучи, а их продолжения.
Величину, обратную фокусному расстоянию (F),Называют оптической силой линзы (D): D = 1/F.Единица оптической силы линзы — диоптрия (1 дптр). 1 дптр = 1/м.
Оптическая сила собирающей линзы — величина положительная, оптическая сила рассеивающей линзы — величина отрицательная.
3. Линзы являются главной частью оптических приборов. Существуют две группы оптических приборов: приборы, вооружающие глаз, к которым относятся очки, лупа, микроскоп, телескоп, и приборы, которые формируют изображение без участия глаза: фотоаппарат, проекционный аппарат и пр.
Оптическая схема фотоаппарата представлена на рисунке IOa а. Предмет находится от линзы на расстоянии, большем двойного фокусного расстояния, а уменьшенное изображение формируется на плёнке, которая помещается на задней стенке фотоаппарата на расстоянии от линзы, близком к фокусному. Проекционный аппарат позволяет получать на экране действительное увеличенное изображение предметов. Предмет помещается между фокусом и двойным фокусом линзы, чем ближе к фокусу, тем больше размер изображения. Оптическая схема проекционного аппарата показана на рисунке 105 б.
4. Роль линзы в оптической системе глаза играет хрусталик — прозрачное тело, которое может быть более или менее выпуклым, т. е. его фокусное расстояние может изменяться. За хрусталиком расположено стекловидное тело, заполняющее остальную часть глаза. Хрусталик и стекловидное тело играют роль линзы, преломляющей падающие лучи. На задней стенке глаза находится сетчатка, на которой после преломления получается действительное уменьшенное, перевёрнутое изображение. Нервные волокна сетчатки передают ощущение света в мозг.
Существуют 2 основных дефекта зрения: дальнозоркость и близорукость. Близорукий человек хорошо видит близкие предметы и плохо — удалённые. У него изображение предмета формируется за сетчаткой. Для коррекции зрения в этом случае необходимы очки с рассеивающими линзами, делающие входящий в глаз световой пучок расходящимся. В этом случае глаз соберёт лучи на сетчатке.
Дальнозоркий человек хорошо видит удалённые предметы и плохо — близкие. У него изображение предмета формируется за сетчаткой. Для коррекции зрения в этом случае необходимы очки с собирающими линзами. На хрусталик в этом случае падает сходящийся световой пучок, который он преломляет так, что лучи собираются на сетчатке.