1. Найдите предложение, где пропущена запятая.
а) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.
б) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.
в) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.
г) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.
2. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
а) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади.
б) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо.
в) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно.
г) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.
3. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
а) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду.
б) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы.
в) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи.
г) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.
4. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
а) Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик прошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом.
б) Искусство, которого достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с кого б то ни было, никто бы в нашем полку не усомнился подставить ему свою голову.
в) Вскоре самолет пошел на снижение, как бы захватывая в свои объятия лесные поляны, трубы и крыши пригорода, и вот, коснувшись земли, он покатился по бетонной полосе.
г) Слушатель он был простой, доверчивый, а моряку другого и не нужно: только гляди ему в рот.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 2, 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 3, 4, 6
г) 3, 4, 5, 6
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.
а) 1, 2, 3, 4, 5
б) 2, 3, 4, 5
в) 1, 2, 3
г) 2, 3, 5
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ни человеческого жилья, ни живой души вдали (1) и (2) кажется, что тропинка (3) если пойти по ней (4) приведет в то самое неизвестное, загадочное место (5) куда только что опустилось солнце (6) и (7) где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
б) 1, 3, 4, 5, 6, 7
в) 2, 3, 4, 5
г) 1, 3, 4, 5
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 2, 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 3, 5, 6
г) 1, 2, 4, 5, 6
9. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?
Наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой.
а) три запятых
б) четыре запятых
в) пять запятых
г) шесть запятых
10. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?
Кому неизвестен странный каприз времени когда торопишься когда каждый миг дорог то часы летят как минуты но минуты растягиваются в часы когда ждешь или тоскуешь.
а) двоеточие, пять запятых
б) двоеточие, четыре запятых
в) тире, пять запятых
г) тире, четыре запятых
11. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Величие всякого ремесла быть может прежде всего в том и состоит что оно объединяет людей ничего нет в мире драгоценнее уз соединяющих человека с человеком.
а) сложносочиненное предложение
б) сложноподчиненное предложение
в) бессоюзное предложение
г) предложение с разными видами связи
12. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.
а) сложносочиненное предложение
б) сложноподчиненное предложение
в) бессоюзное предложение
г) предложение с разными видами связи
13. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотой лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из девяти простых.
б) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из девяти простых.
в) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из восьми простых.
г) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из восьми простых.
14. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Я рассказал ей о том что на мусульманском Востоке существовал а может быть и теперь еще кое-где существует древний величественный обычай если гость похвалил какой-нибудь предмет в доме посуду утварь ковер или оружие то ему тотчас же эту вещь преподносили в подарок.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых.
б) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из четырех простых.
в) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из пяти простых.
г) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из пяти простых.
Запятая перед союзом и ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• между однородными членами перед повторяющимся союзом: |
• между частями сложносочиненного предложения: |
Запятая перед союзом и не ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• между однородными членами с одиночным союзом: |
• между частями сложносочиненного предложения, которые имеют общий второстепенный член: |
1. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Мне приходилось ждать поезда__и от нечего делать я наблюдал железнодорожную публику.
а) Простое предложение, запятая перед союзом И нужна.
б) Сложное предложение, запятая перед союзом И нужна.
в) Простое предложение, запятая перед союзом И не нужна.
г) Сложное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
2. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи__и из них косо летел быстрый, холодный дождь.
а) Простое предложение, запятая перед союзом и нужна.
б) Сложное предложение, запятая перед союзом и нужна.
в) Простое предложение, запятая перед союзом и не нужна.
г) Сложное предложение, запятая перед союзом И Не нужна.
3. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Она выписывала книги и журналы__и иногда давала мне почитать кое-что.
а) Простое предложение, запятая перед союзом и нужна.
б) Сложное предложение, запятая перед союзом и нужна.
в) Простое предложение, запятая перед союзом и не нужна.
г) Сложное предложение, запятая перед союзом и не нужна.
4. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Я написал около двадцати пьес__и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.
а) Простое предложение, запятая перед союзом и нужна.
б) Сложное предложение, запятая перед союзом и нужна.
в) Простое предложение, запятая перед союзом И не нужна.
г) Сложное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
5. В каком случае дано простое предложение (знаки препинания не расставлены)?
а) Близкие живут в нашей памяти и память эта всесильна.
б) Рука бойцов колоть устала и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
в) Приют певца угрюм и тесен и на устах его печать.
г) Тысячи насекомых проснулись в высокой траве и наполняли воздух непрерывными звуками.
6. В каком случае дано сложное предложение (знаки препинания не расставлены)?
а) Луна осветила равнину и стала круто взбираться по звездному куполу неба.
б) Туча выползла с левой стороны горы и пустила впереди себя мутную косую полосу дождя.
в) В лесу было тихо спокойно и немного страшно.
г) Я поднимал голову встречался с ним глазами и почему-то мне становилось неловко.
7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) Я хорошо закончил школу__и, хотя мы жили в Киеве, приехал в Москву поступать в университет.
б) Прошло много лет__и мы опять встретились в Москве.
в) Он вернулся домой уже в третьем часу__и сразу лег спать.
г) Свет проникал в самую глубину ущелья, пронизывал толщу воды__и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
8. В каком случае на месте пропуска запятая не нужна?
а) Солнце сползло с зенита, тени удлинились__и зной стал мягче.
б) Пес дышал едва заметно__и глаза его были закрыты.
в) Лес уже тронут был желтизной осени__и пронзительно синими были озерные воды.
г) Он непременно хотел стать героем__и для этого был готов делать любое, самое страшное, что бы ему ни сказали.
9. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Первый навстречу солнцу столбом поднялся жаворонок__и полилась на землю его золотая песня.
а) Предложение сложносочиненное, перед союзом и ставится запятая.
б) Предложение сложносочиненное, между его частями перед союзом и запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
в) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом и не ставится.
г) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом и ставится.
10. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
Он в разговоре как-то сказал, что у него на заводе много русских__и что он ими очень доволен.
а) Предложение сложносочиненное, перед союзом и ставится запятая.
б) Предложение сложносочиненное, между частями перед союзом и запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
в) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом и не ставится.
г) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом И ставится.
11. Выберите правильный вариант объяснения пунктуации в предложении.
По сигналу воздушной тревоги останавливается уличное движение и выключается свет.
а) Предложение сложносочиненное, перед союзом И ставится запятая.
б) Предложение сложносочиненное, между частями перед союзом И запятая не ставится, так как у частей есть общий второстепенный член.
в) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом И не ставится.
г) Предложение сложноподчиненное, запятая перед союзом И ставится.
§ 74. Запятая перед союзом как
Запятая перед союзом как ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• в сравнительном обороте: |
• при присоединении придаточного предложения: |
Запятая перед союзом как не ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• если союз Как входит в состав сказуемого: |
• в однородных придаточных после сочинительных союзов: |
1. В каком случае перед союзом Как ставится запятая?
а) Я долго смотрел__как тлели угли костра.
б) Стали его искать, а он__как в воду канул.
в) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича__как за сына.
г) Я помню, как вместе мы ходили в школу и__как играли в родном дворе.
2. В каком случае перед Как ставится запятая?
а) Среди друзей он известен__как хороший шахматист.
б) Косой дождь, гонимый ветром, лил__как из ведра.
в) И осень, ясная__как знаменье, к себе приковывает взоры.
г) Героическая оборона Севастополя войдет в историю России__как одна из самых ярких ее страниц.
3. В каком случае перед Как ставится запятая?
а) Его приняли в доме__как родного.
б) Твои слова для меня__как острый нож по сердцу.
в) Национальной науки нет__как нет и национальной таблицы умножения.
г) Культура исследуется целым рядом наук__как социальное явление.
4. В каком случае перед Как запятая не ставится?
а) Видно было__как пробивается сквозь землю нежная весенняя трава.
б) Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых__как зима.
в) Этот человек, испытав много страданий, умер__как герой.
г) Некрасов__как всякий литературный новатор__был крепко связан с традициями своих великих предшественников.
5. В каком случае перед Как запятая не ставится?
а) Таруса вошла в историю нашего искусства__как место жизни и творчества многих прекрасных поэтов и писателей.
б) Лепестки маков летели по ветру легкими стаями__как мотыльки.
в) В этот вечер вся жизнь мне мила__как приятная память о друге.
г) Я__как опытный журналист__сразу придумал заголовок для сенсационной статьи.
6. В каком случае перед союзом Как запятая не ставится?
а) Аудиторские фирмы располагают __ как правило __ высококвалифицированными юристами и экономистами.
б) Судья вправе__как вынести предупреждение спортсмену, так и окончательно дисквалифицировать его.
в) По мнению российских ученых, современное положение дел в экономике не что иное__как очередной кризис.
г) Толстой__как подлинный художник__обладал способностью видеть то, чего никто не замечал.
7. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом Как (знаки препинания не расставлены)?
Новое здание построенное на Кутузовском проспекте предстает как образец современной архитектуры.
а) Запятая нужна, так как союз Как Входит в состав сравнительного оборота.
б) Запятая не нужна, так как союз Как входит в состав сказуемого.
в) Запятая нужна, так как союз Как входит в состав приложения со значением причины.
г) Запятая не нужна, так как союз Как входит в состав устойчивого сочетания.
8. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом Как (знаки препинания не расставлены)?
Дубровский овладев бумагами француза смело явился как мы уже видели к Троекурову.
а) Запятая нужна, так как союз Как входит в состав сравнительного оборота.
б) Запятая нужна, так как союз Как Входит в состав придаточного предложения.
в) Запятая нужна, так как союз Как входит в состав вводной конструкции.
г) Запятая нужна, так как союз Как входит в состав приложения со значением причины.
9. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом Как (знаки препинания не расставлены)?
Бетон еще в глубокой древности был известен как прекрасный строительный материал.
а) Запятая нужна, так как союз Как Входит в состав сравнительного оборота.
б) Запятая не нужна, так как союз Как имеет значение «в качестве».
в) Запятая нужна, так как союз Как входит в состав приложения со значением причины.
г) Запятая не нужна, так как союз Как входит в состав сказуемого.
10. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
а) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное, случайное обстоятельство.
б) Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость.
в) Народу в вагоне было, как сельдей в бочке.
г) Под ним, как океан, синеет степь кругом.
§ 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• после обобщающего слова перед однородными членами: |
• в бессоюзном сложном предложении: |
Тире ставится:
В простом предложении |
В сложном предложении |
• между подлежащим и сказуемым: |
• в бессоюзном сложном предложении: |
1. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) На траве, на былинках, на соломинках__всюду блестели нити осенних паутин.
б) Все радостно сияло вокруг нас__небо, земля и воды.
в) Наступит весна__все оживет.
г) Нравится рисовать__рисуй на здоровье.
2. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) Закуковала кукушка__сей ячмень.
б) А вору дай хоть миллион__он воровать не перестанет.
в) В степи, за рекой, по дорогам__везде было пусто.
г) Выяснилось__отряду приказано идти прямо на вокзал.
3. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) Поставь на место вазу, разобьется__будешь отвечать.
б) Я не видел ее лица, не видел даже ее волос__их закрывала волнистая ткань.
в) Брезент, палуба, чемоданы, перила__все было мокро от тумана.
г) Площадь Черного моря__свыше 400 тысяч квадратных километров.
4. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Учись, мой сын__наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
б) Лицо, походка, взгляд, голос__все вдруг изменилось в Наташе.
в) Мать ее была женщина необыкновенная__она говорила на нескольких языках, много знала.
г) Ему никто не мог помочь__ни брат, ни отец, ни друзья.
5. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Черты смуглого лица его были выразительны__черные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в нем иностранца.
б) Но вы не будете там жить__тот климат вас убьет.
в) Комедия «Горе от ума»__актуальна и поучительна.
г) Радоваться успехам другого__это прекрасное человеческое качество.
6. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Весной ходят девушки в рощу по ландыши, летом__по ягоды.
б) Искусство__бессмертно и непостижимо.
в) Ничто не мешало ему работать__ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы.
г) Науку надо любить__у людей нет силы более мощной и победоносной.
7. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
Неопознанные летающие объекты и шаровые молнии, телепатия и телeкинез, экстрасенсы и полтергейст__все это вызывает повышенный интерес самых широких слоев населения.
а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
б) Предложение простое, тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.
в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как вторая часть имеет значение следствия.
8. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
Не стыдно не знать__стыдно не учиться.
а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
б) Предложение сложное, тире ставится, так как между частями устанавливаются сопоставительные отношения.
в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как между частями устанавливаются причинно-следственные отношения.
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
a) Я знаю: твой гостеприимный замок славится хозяйкой молодой.
б) Агата Кристи — самый популярный автор детективного жанра.
в) Он знает и любит природу — один из самых великих стимулов к оздоровлению человека.
г) Устоять на судах было невозможно — их бросало, как жалкие лодчонки.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Везде: на крышах домов, на деревьях, на траве, уже выгоревшей, чувствовалось приближение солнца.
б) Приготовление пищи — занятие, к сожалению, ежедневное.
в) Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим.
г) Под лучами утреннего света все кажется рельефнее, ярче: и мостик, и деревья.
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Понять мир и полюбить его — две задачи, которые нелегко примирить между собой.
б) Всякий звук, шорох нечаянно задетой ветки, стук дятла по дереву, чириканье воробьев — странно пугает меня.
в) Степь весело пестреет цветами: белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.
г) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические: нестерпимо болело сердце.
12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Недалекие люди верят в удачу, сильные люди — в причину и следствие.
б) Пытался заняться наукой — терпения не хватило, ибо оказалось, что тут нужен не только талант, но и умение работать.
в) С утра и до вечера по всем улицам слышались голоса девушек, возившихся на строительных лесах, гудки катеров и пароходов.
г) Ветер как будто изменяется — то дует навстречу, то сзади гудит в какую-нибудь скважину.
§ 78. Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет.
Чужая речь передается различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.
Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно). Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Например: «Живой Гриша! Живой наш родненький!» — рыдающим голосом вопила Дуняшка еще издали (Шолохов).
Прямая речь заключается в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора, и тире, когда она стоит перед словами автора или разрывается словами автора. Например: Григорий, оживившись, мигнул Наталье: «Петро зараз казачка урежет, гляди». «Неужели все ушли?» — подумала Ирина. «Я поеду с казаками, — предупредил взводного офицера Листницкий. — Передайте, чтобы мне оседлали вороного» (Шолохов).
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
А: «П». |
«П», — а. |
«П, — а, — п». |
А: «П», — а. |
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». |
Диалог. Знаки препинания при диалоге
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются Репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Например:
Пан указывал ручкой на стул:
— Садись.
Григорий садился на краешек.
— Как тебе нравятся наши лошади?
— Добрые кони. Серый тоже хорош.
— Ты его почаще проезжай (Шолохов).
Предложение с косвенной речью
Предложения с Косвенной речью Служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами Что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями Кто, что, какой, как, где, когда, почему И др., или частицей Ли.
Косвенная речь с союзами Что, будто Выражает содержание повествовательных предложений чужой речи. Например: Охотник сказал, Что Он видел на озере лебедей. Охотник сказал, Будто Он видел на озере лебедей.
Косвенная речь с союзом Чтобы Выражает содержание побудительных предложений чужой речи. Например: Капитан приказал, Чтобы Шлюпки спустили на воду.
Косвенная речь с местоимениями и наречиями Что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему И др. или частицей Ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи. Например: Я спросил, Который Час; Мы спросили встречных, Куда они едут; Я спросил товарища, решил Ли Он эту задачу.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется Косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими. Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Цитаты и знаки препинания при них
Цитатами Называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».
Упр. 79. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.
1. Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин). 2. «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Лермонтов). 3. «Позвольте… — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Паустовский). 5. «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булгаков). 6. Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Упр. 80. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе… 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы… 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.
Упр. 81. Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.
1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!
Упр. 82. Составьте несколько предложений с косвенной речью.
1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?
Упр. 83. Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.
«Нравится наш город?» — спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».
Упр. 84. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.
1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь… (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. …Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость — сестра таланта (Чехов).
1. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
2. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
3. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «…написана вопреки всем правилам драматического искусства».
б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
* В некоторых учебниках предлагается другая классификация придаточных предложений, в основе которой лежит соотношение придаточных не только с второстепенными, но и с главными членами предложения. В соответствии с такой классификацией выделяются придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Словари
1. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
2. Соловьев Н. М. Русское правописание / Н. М. Соловьев. — СПб, 1997.
3. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М., 1987.
Учебные издания
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
2. Гольцова Н. Г. Русский язык: 10—11 кл.: учеб. для общеобразоват. школ / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М., 2005.
3. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — М., 2005.
4. Дейкина А. Д. Русский язык: учеб.-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. — М., 2006.
5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. — М., 2005.
6. Кулюкина Л. А. Русский язык в вопросах и ответах: подготовка к выпускному и вступительному экзаменам. — М., 2002.
7. Ленская Т. С. Русский язык. В 4 ч. Ч. 3. Пунктуация / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. — М., 2003.
8. Львова С. И. Единый государственный экзамен: русский язык: сб. заданий / С. И. Львова, И. П. Цыбулько. — М., 2006.
9. Петрякова А. Г. Культура речи: практикум-справочник для 10—11 кл. — М., 1997.
10. Розенталь Д. Э. Русский язык: учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 1997.
11. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 1997.
12. Русский язык. Современный курс: пособие для поступающих в вузы / Под ред. П. А. Леканта. — М., 1998.
13. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / Под ред. О. В. Загоровской. — Воронеж, 2004.